|
|
N°85, 14 мая 2003 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Американские мускулы мира
Визит в Москву государственного секретаря США Колина Пауэлла пришелся очень вовремя. Почти сразу после общения с госсекретарем Владимир Путин обратится с ежегодным посланием к Федеральному Собранию, а в конце месяца встретится в Петербурге с президентом США. Пауэлл приехал для прощупывания почвы. Рискну предположить: ступив на российскую землю, однородной субстанции госсекретарь не найдет.
Колин Пауэлл -- воплощение тех самых «мускулов мира», о которых столь экспрессивно говорил почти полстолетия назад в Фултоне Уинстон Черчилль. Политический стиль Пауэлла, этого самого популярного после президента Буша американского политика, можно определить, вспомнив название военной акции недавнего прошлого -- «спокойная сила». Несмотря на генеральские погоны, госсекретарь США публично не демонстрирует военную мощь своей страны и тем более не угрожает ее применением (что характерно, например, для министра оборона Дональда Рамсфелда). Пауэлл использует военный фактор лишь как инструмент влияния, причем один из многих, и использует эффективно. Он рассматривает мир не как арену противоборства Добра и Зла, а как сложную многофакторную структуру, основанную на балансе разнообразных сил и разнонаправленных интересов. Он заслуженно пользуется репутацией «голубя» и профессионала.
Однако стиль Пауэлла способен лишь отчасти компенсировать особенности складывающейся на наших глазах модели американского доминирования в Европе и мире. Россия в полной мере испытала на себе эти особенности. Очевидно пренебрежение российскими интересами в Ираке. Имеют место и агрессивные инвективы по поводу российско-иранского сотрудничества в области атомной энергетики. А еще планируемое размещение военных соединений США в Польше, Румынии, Болгарии и Венгрии. Строительство радиолокационных баз в Прибалтике, инциденты с американскими самолетами и подводными лодками у российских границ -- таковы сегодняшние линии давления администрации США на систему национальной безопасности России. При этом министерство торговли США блокирует признание России страной с рыночной экономикой и вступление ее в ВТО, а конгресс -- отмену давно потерявшей формальные основания, откровенно дискриминационной поправки Джексона--Вэника (с советских времен ограничивающей торговлю с нашей страной в наказание за препятствия эмиграции евреев).
Для беспристрастного наблюдателя очевидно: целью этих шагов является глобальное сдерживание России. Для нашей страны это вызов, на который она должна дать ясный и жесткий ответ.
Вряд ли ответ прозвучит на переговорах Пауэлла в Москве. Впрочем, Путин имеет право на несколько вопросов, прежде всего -- об иракском долге. Новый глава американской оккупационной администрации в Ираке Пол Бремер пока не пугает мир заявлениями, что Ирак не будет обслуживать внешний долг. Однако и о рассмотрении проблемы Парижским клубом кредиторов, о чем много раз говорили представители России и Франции, речи не идет. Поэтому даже заявление Пауэлла о готовности к обсуждению проблемы иракского долга могло бы стать серьезным шагом навстречу позиции континентальных держав.
Одной из центральных тем переговоров неизбежно станет Иран. Источники в госдепе США дают понять, что администрация Буша готова инициировать внесение в конгресс законопроекта о новых масштабных санкциях против российских предприятий, участвующих в ядерной программе Тегерана.
«Мы говорим с людьми об их интересах» -- так характеризовала Кондолиза Райс переговорные усилия американской администрации накануне войны в Ираке. Сегодня руководство США предпочитает говорить об интересах собственных, даже если воркует о них такой «голубь», как Пауэлл. Что же, добра не бывает без кулаков, а у мира должны быть мускулы.
Дмитрий ОРЛОВ, кандидат исторических наук, заместитель генерального директора Центра политических технологий, главный редактор «