|
|
N°85, 14 мая 2003 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
ФЭК на стороне Грефа
Комиссия поддерживает создание единой газотранспортной компании
Федеральная энергетическая комиссия (ФЭК) подготовила замечания к концепции развития газового рынка по версии Минэкономразвития. По информации газеты «Время новостей», они уже направлены первому замминистра экономического развития Эльвире Набиуллиной. Как заявил заместитель председателя ФЭК Олег Жилин, получился «некий компромиссный, альтернативный вариант» в отличие от полярных точек зрения «Газпрома» и МЭРТ.
Впрочем, из текста замечаний, с которым удалось ознакомиться корреспонденту газеты «Время новостей», очевидно: позиция комиссии сильно эволюционировала в сторону взглядов Минэкономразвития. «В настоящее время необходимо сконцентрироваться на максимально прозрачном разделении различных видов бизнеса в рамках «Газпрома» -- добыча, переработка, транспортировка, хранение и реализация газа -- и повышении эффективности работы «Газпрома» в целом», -- говорится в письме ФЭК. Комиссия поддерживает создание единой газотранспортной компании (ГТК), которая будет «способствовать сокращению текущих издержек «Газпрома» и упрощению процедуры доступа независимых производителей к транспортной инфраструктуре».
Более того, ФЭК даже не возражает против выделения в отдельное юридическое лицо Центрального производственно-диспетчерского управления (ЦПДУ) «с поручением ему и ГТК рассматривать вопросы, связанные с доступом к транспортной системе независимых производителей». При этом, правда, отмечается, что вопрос об объединении диспетчеризации и транспортировки в одной структуре подлежит дополнительному обсуждению.
Позиции ФЭК и Минэкономразвития близки и по вопросу формирования баланса поставок газа «Газпромом». Комиссия, как и ведомство Грефа, настаивает на том, чтобы баланс разрабатывался и утверждался правительством, а не самой монополией. «Указанная мера должна носить временный характер и необходима для осуществления легитимного распределения дефицитного ресурса (газа)», -- говорится в предложениях. В ФЭК считают, что без этой меры либерализация цен на часть газа «Газпрома» невозможна. Это, в частности, открывает причины, по которым постановление правительства о продаже 5% газпромовского газа по свободным ценам в этом году так до сих пор и не подписано.
Участие независимых производителей газа в развитии транспортной инфраструктуры в комиссии считают обязательным условием. А гарантии возврата вложенных средств в эти проекты, по мнению ФЭК, будут обеспечиваться уже через методологию тарифообразования (инвесторам будут предоставляться льготные ставки на транзит). «В случае самостоятельного строительства новых объектов транспортной инфраструктуры сторонним инвестором предпочтительна передача вновь построенных газопроводов в оперативное управление ОАО «Газпром» с использованием договоров лизинга, -- считают в ФЭК. -- Параметры лизинговой сделки должны согласовываться с регулирующим органом».
Единственным серьезным дополнением к документу Минэкономразвития являются пространные рассуждения о необходимости развития газораспределительной системы, которая, по мнению комиссии, осталась за пределами рассмотрения ведомства Грефа.
Любопытно, что всплеск активности ФЭК пришелся на период очевидного торможения работы над концепцией реформы газового рынка. По информации газеты «Время новостей», до праздников Минэкономразвития представило в правительство согласованный с «Газпромом» вариант перечня мероприятий по доработке документа. Попросив при этом отсрочку внесения окончательного варианта до 1 июля.
Алексей ГРИВАЧ