|
|
N°171, 21 ноября 2000 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Битая "карта москвича"
Столичные банки отвернулись от Юрия Лужкова
Два года назад мэр Москвы подписал постановление "О создании в Москве системы безналичных расчетов за товары и услуги с использованием "Карты москвича". И хотя стоимость проекта оценивалась тогда почти в 2 млрд долл., в Московском комитете по науке и технологиям (МКНТ), занимающемся его разработкой, уверяли, что построение единой платежной системы на базе многофункциональной микропроцессорной городской пластиковой карты займет 1,5--2 года. Все сроки уже вышли, однако мечта мэра перевести Москву на более прозрачные безналичные расчеты так и осталась на бумаге. Проект застопорился из-за того, что столичные финансовые структуры (и даже уполномоченные банки) потеряли к нему интерес.
Как сообщила газете «Время новостей» замруководителя департамента потребительского рынка столичного правительства Светлана Королева, сейчас из всего проекта многофункциональной карты сделал свое приложение лишь метрополитен, а также реализуется «карта школьника». Остальные приложения находятся в лучшем случае на стадии подготовки к запуску «пилотов». Причем банки пока не принимают никакого реального участия в проекте. «Получилось, как в песне про невзаимную любовь. Например, Зелак-банк готов участвовать в проекте, но ему не разрешают. Говорят, пусть этим занимаются Сбербанк или Банк Москвы. А они не хотят», -- отметила г-жа Королева.
Пока идет внедрение различных идентификационных карт, московские власти, хоть и с трудом, обходятся без банковских структур (которые могли бы взять на себя часть затрат). Но когда дело дойдет до расчетной карты (платежное приложение для потребительского рынка), без банков никуда. Она не сможет работать, например, без банка, проводящего расчеты между участниками платежной системы и гарантирующего владельцам "карты москвича" сохранность средств. На эту роль прежде претендовал Банк Москвы, который должен был также взять на себя основное финансирование проекта пенсионной карты, реализуемого через почтово-банковскую систему. Однако дальше переговоров с ним дело так и не пошло.
Как сказал газете «Время новостей» руководитель дирекции информационно-расчетных технологий МКНТ Николай Филиппов, привлечение крупных банковских структур к этому проекту идет очень тяжело: «Без отработки приложений мы не готовы разложить им по полочкам экономическую, социальную и технологическую часть. А они не готовы вкладывать деньги в пилотные проекты. Мелким же банкам реализацию «карты москвича» не рискуют доверять».
Проект этот очень дорогой и убыточный -- пройдет слишком много времени, прежде чем доход от «копеечных» транзакций покроет инвестиции. Прежде банкиров привлекала перспектива получить на обслуживание бюджетные потоки столицы. Однако после перехода на казначейскую систему московские власти лишились этого козыря. Так что мечта Юрия Лужкова, видимо, сбудется не скоро.
В сентябре метрополитен совместно с МЖД начал реализацию транспортной карты для проезда как в метро, так и в пригородных электропоездах. Сейчас в лицее №1531 внедряется «карта школьника». Причем все 400 карт (которые будут работать как пропуск в лицей, служить для учета успеваемости, расчетов за питание и проезд в метро) безвозмездно передал метрополитен, осуществляющий их эмиссию. Затем к этому проекту присоединятся еще 20 школ из СВАО Москвы. Также готовится пилот «пенсионной карты», который будет запущен в Переделкине. На карту не будет зачисляться пенсия -- она также будет работать лишь как идентификационная, дающая право на скидки в специализированных магазинах и на проезд в городском транспорте. Кроме того, в Зеленограде планируется запустить платежную систему для бюджетников: на карту, с помощью которой можно будет расплачиваться в магазинах, будет перечисляться зарплата сотрудников муниципальных предприятий.
Светлана ПЕТРОВА