|
|
N°84, 13 мая 2003 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Прощай, оружие массового уничтожения
Два месяца поисков в Ираке результатов не дали
В американскую прессу просочилась сенсация. Особое подразделение армии США, так называемая 75-я специальная поисковая группа (СПГ), разыскивающая саддамовское оружие массового уничтожения (ОМУ), сворачивает свою деятельность. За два с лишним месяца погони за тем, что, собственно, стало главным оправданием вторжения США в Ирак, не найдено ничего. Как заявил командир СПГ полковник Ричард Макфи, в начале июня он сам и все его специалисты -- биологи, химики, криптологи, инженеры-ракетчики, компьютерщики, эксперты по технической и научной документации -- оставляют Ирак.
Моральный дух в СПГ, судя по публикации в «Вашингтон пост», не на высоте. Из 19 наиболее «горячих» объектов, относящихся к производству или хранению ОМУ, представленных группе штабом центрального командования США, проверено 17. Результат нулевой. «Мы считали, что приехали в страну медведей, запаслись снаряжением, необходимым для медвежьей охоты, а там не оказалось вообще ни одного медведя, -- жаловался журналистам один из членов группы. -- Свидетельства и предупреждения были, оценки и уверенность были, а оружия, увы, нет».
В частных разговорах поисковики в пух и прах разносят ЦРУ и другие разведведомства, которые клялись и божились, что им доподлинно известно, как Саддам Хусейн день ото дня умножает свой запретный военный потенциал. На эти данные опирался госсекретарь Колин Пауэлл, когда в своем выступлении перед членами Совета Безопасности ООН 5 февраля говорил о тоннах биологических и химических агентов в саддамовских запасниках, о десятках ракет и средств их доставки, о документальных свидетельствах, что Ирак делает ядерную бомбу.
В сущности, это такой же провал спецслужб, как и их неспособность предотвратить теракты в Нью-Йорке и Вашингтоне 11 сентября 2001 года. Полковник Макфи в недоумении разводит руками в своей багдадской штаб-квартире. «Мое подразделение не нашло ОМУ, -- говорит он. - Это факт. Мне 47 лет, и я отмечаю свой день рождения в одном из дворцов Саддама Хусейна на озере, в центре Багдада. Это какой-то сюрреализм. Вся эта история сюрреализм».
Тем не менее со свертыванием деятельности 75-й СПГ не ставится точка в поисках ОМУ в Ираке. Ведь сам президент США на борту авианосца «Авраам Линкольн» 1 мая заявил: «Мы начали поиски спрятанного химического и биологического оружия и уже знаем сотни мест, которые должны быть проверены». Заместитель министра обороны по разведке Стиве Камбон уверял репортеров, что рано делать какие-то выводы, поскольку из 600 потенциальных мест производства или хранения ОМУ из так называемого главного сводного списка проверено пока всего 70.
Правда, некоторые услужливые аналитики поспешили на помощь администрации, призывая ее не обращать внимания на конфуз с поисками запрещенного иракского оружия. Особенно откровенно на эту тему высказался старший советник программы по изучению проблем безопасности Массачусетского технологического института Майкл Шрэг. «Не имеет значения, что в Ираке нет ОМУ», -- пишет он. По его мнению, до самого своего конца Саддам Хусейн вел себя так, как будто у него это оружие есть. «Мы наказали его за блеф и правильно сделали: военная акция коалиции была наиболее рациональным ответом на долгую саддамовскую политику стратегического обмана, -- без смущения утверждает г-н Шрэг. -- Почему это мировое сообщество должно уважать тоталитарный режим, который блефует?»
Николай СНЕЖКОВ, Вашингтон