|
|
N°84, 13 мая 2003 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Ковыктинская «труба»
«Газпром» не даст «РУСИА Петролеум» построить экспортный газопровод
Председатель правления «Газпрома» Алексей Миллер вчера резюмировал позицию концерна по поводу освоения Ковыктинского газоконденсатного месторождения, которое обещает стать авангардом экспорта российского газа в Китай. По его словам, сейчас обсуждается участие «Газпрома» в проекте добычи газа с этого месторождения непосредственно с акционерами компании «РУСИА Петролеум», владеющей лицензией на его разработку. Транспортировку же будет осуществлять исключительно газовый монополист, категорично заявил г-н Миллер.
Впрочем, столь жесткие заявления главы «Газпрома» не являются сюрпризом для акционеров «РУСИА Петролеум» (ТНК и ВР владеют контрольным пакетом этой компании). Российский концерн неоднократно давал понять, что не намерен мириться с тем, что крупнейшее месторождение Восточной Сибири будет разрабатываться без его участия и уже обсуждал с иркутским губернатором Борисом Говориным возможные варианты вхождения в капитал «РУСИА Петролеум» (администрация области владеет 11% акций оператора). По информации газеты «Время новостей», сегодня аналогичная встреча должна состоятся очередная встреча главы «Газпрома» с председателем правления ТНК Виктором Вексельбергом.
И уже вчера Алексей Миллер продемонстрировал общественности, что «Газпром», присутствие которого в Восточной Сибири и на Дальнем Востоке ограничивается ничего не дающим правительственным статусом координатора освоения газовых ресурсов, уже приступил к дележу месторождений. Г-н Миллер подписал пятилетнее соглашение о сотрудничестве с президентом Корейской газовой корпорации (KOGAS) Менг Кю Кимом. Судя по всему, столь смелые действия главы «Газпрома», неподкрепленные пока бизнес-возможностями, должны быть обеспечены адекватным политическим ресурсом.
В то же время KOGAS является партнером «РУСИА Петролеум» и уже договорился о покупке в 2008 году 7 млрд кубометров газа с последующим увеличением объема контракта до 10 млрд кубометров в год. Сейчас предполагается, что после выхода на Ковыкты на проектную мощность в 2012 году KOGAS будет покупать у «РУСИА Петролеум» только треть газа (10 млрд куб.м), а остальное топливо пойдет в Китай.
Южная Корея же на роль главного рынка сбыта не годится из-за не слишком высоких потребностей в газе. Более того, для нее очень привлекательно выглядит предложение консорциума Sakhalin Energy компании KOGAS (корейцы подумывают о совместном с «Газпромом» участии в нем) войти в проект «Сахалин-2», который реализуется на условиях СРП и предполагает производство относительно дешевого сжиженного природного газа (СПГ).
Такая ситуация, говорит президент Фонда «Институт стратегического развития ТЭК» Владимир Милов, позволяет Китаю как главному потребителю дальневосточного и восточно-сибирского газа «вести себя капризно» на переговорах с «РУСИА Петролеум» об объемах поставок и цене. Причем главным аргументом зачастую служит тот факт, что Пекин бросил серьезные ресурсы на освоение собственных газовых запасов, что в будущем значительно снизит потребность страны в российском газе. В связи с этим позиция Китая ставит под вопрос экономическую целесообразность разработки всех газовых месторождений Восточной Сибири. Так что появление «Газпрома» в составе акционеров оператора Ковыкты вряд ли способно кардинально изменить ситуацию в лучшую сторону.
Тем не менее, считает г-н Милов, власть окажет «Газпрому» поддержку в вопросе освоения месторождений Восточной Сибири и Дальнего Востока. Правда, он не считает это эффективным бизнес-решением. «Газпром» продемонстрировал хорошие навыки обращения с картой Восточной Сибири и написания писем президенту с просьбой отдать ему и «Роснефти» освоение этого региона, -- говорит эксперт. -- При этом возможности монополии инвестировать средства в эти проекты, а также эффективно просчитывать ситуацию на рынках АТР на сегодняшний день не были проявлены абсолютно».
Это в некоторой степени проявилось и в случае с Южной Кореей, которая хотя и является перспективным клиентом для «Газпрома», однако даже заключение с ней договоров на поставку газа не станет достаточным условием для реализации дорогостоящих газовых и газотранспортных проектов. А вот с китайцами «Газпром» переговоров не ведет.
Алексей ГРИВАЧ