|
|
N°83, 12 мая 2003 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Кризис каждый год
Сегодня в Ульяновске остановится последняя электростанция
В очередной раз «Ульяновскэнерго» подтвердило свой статус самой критической энергосистемы России. В майские праздники судебные приставы начали описывать имущество компании по сводному иску кредиторов на сумму порядка 2 млрд рублей. А 7 мая «Ульяновскрегионгаз» за долги в 40 млн рублей обещал перекрыть задвижку для последней работающей электростанции региона -- ТЭЦ-1, питающей промышленность города (в частности УАЗ), однако перед праздниками делать этого не стал, опасаясь техногенной катастрофы, и перенес ограничения на сегодня. В энергокомпании считают, что причиной кризиса стали два факта: неплатежи бюджетников и отмена в суде решения региональной энергетической комиссии о повышении тарифов.
Сложная ситуация в «Ульяновскэнерго» сложилась несколько лет назад. Нынешнему губернатору Владимиру Шаманову досталось тяжелое наследство: за электроэнергию в области было принято не платить, и администрация накопила многомиллиардные долги перед энергетиками. В то же время поставщики топлива электростанциям «Ульяновскэнерго» не желали ждать, пока у энергокомпании появятся деньги, и потребовали расплатиться. В 2001 году уже останавливались все электростанции области, тогда же на несколько дней остановились и промышленные предприятия, населению отключили горячую воду. В Ульяновск приезжал премьер Михаил Касьянов, который распорядился проработать вопрос о выделении помощи региону. Но помощь не поступила, и кризис снова грянул -- правда, меньший по масштабам. В июле прошлого года на родину Ильича приехал Владимир Путин, он дал указание правительству подготовить реструктуризацию долгов области (в том числе и перед энергетиками) «как минимум на 15 лет». Но договор до сих пор не подготовлен: сначала он не устраивал администрацию области, а затем -- кредиторов области. Бюджет же как не платил за свет и тепло, так и продолжает не платить: долги за первый квартал этого года возросли на 260 млн рублей.
В конце апреля газовики ограничили подачу газа на две тепловые электростанции «Ульяновскэнерго», в результате чего весь город остался без горячей воды, а также прекратилась подача пара на ряд промышленных предприятий, в том числе на гигант мировой авиаиндустрии -- завод «Авиастар». В работе остался лишь один паровой котел на «неотключенной» ТЭЦ-1, но и там в ночь на 29 апреля случилась аварийная остановка из-за не полностью проведенного ремонта (что в свою очередь вызвано недофинансированием).
А 30 апреля в офис компании пришли судебные приставы и стали описывать имущество по иску кредиторов, среди которых газовики, несколько поставщиков мазута, ремонтные предприятия и «Тюменьэнерго», которое продает электричество ульяновской энергосистеме через федеральный оптовый рынок. Впрочем, на 2 млрд руб. приставам описать имущество вряд ли удастся, ведь, скажем, диспетчерский щит или турбины электростанций являются стратегическими объектами. В то же время, говорит заместитель управляющего «Ульяновскэнерго» по экономике и финансам Андрей Сидоров, весьма велика вероятность того, что приставы сочтут необходимым арестовать резервные запасы мазута. И если газовики сегодня-завтра перекроют газ, то ульяновской энергосистеме грозит техногенная катастрофа. Дело в том, что оставшаяся в работе ТЭЦ-1 спроектирована так, что при остановке на два месяца произойдет так называемая сернистая коррозия и восстановить электростанцию будет невозможно. Менее длительные остановки ТЭЦ могут привести к серьезным затратам на восстановление поврежденных участков станции.
По мнению г-на Сидорова, для выхода из кризиса администрации области необходимо предпринять несколько шагов. Во-первых, «нужно сбалансировать доходы и расходы бюджетов, прежде всего ульяновского городского, и определиться с источниками финансирования дефицита». Впрочем, об этом говорят уже полтора года, но до дела не доходит. Мэр Ульяновска, по словам источника в администрации области, ко Дню Победы подарил ветеранам электрические водонагреватели и пообещал, что если «Ульяновскэнерго» будет продолжать свою «антинародную» деятельность, то подобные устройства установят в каждой городской квартире и тем самым снизится зависимость от энергокомпании.
Во-вторых, продолжает г-н Сидоров, необходимо установить в области экономически обоснованные тарифы на тепло и электричество. В начале года это было сделано, однако по иску прокуратуры областной суд до рассмотрения дела по существу в конце мая запретил взимать плату по новым ставкам. В минувший четверг Приволжский окружной суд отменил определения Ульяновского суда и разрешил применять повышенные тарифы до окончания разбирательств. «Я надеюсь, что в итоге тарифы все же останутся повышенными, -- говорит г-н Сидоров, -- иначе получается абсурд: цены на газ возросли, а рост затрат «Ульяновскэнерго», получается, никто не учитывает. Энергосистема в таких условиях заведомо становится убыточной».
Вообще же, полагает энергетик, «ситуацию создало государство, и было бы вполне логично, если бы оно предоставило финансовую помощь региону для решения проблемы». По оценкам г-на Сидорова, 1,5--2 млрд рублей спасли бы ситуацию -- не было «разрыва» по расчетам между бюджетниками, энергетиками и поставщиками топлива. Правда, об этом еще в 2001 году говорил Михаил Касьянов, а в прошлом году -- Владимир Путин.
Тем не менее местная власть, судя по всему, в этом году будет продолжать борьбу с энергетиками. Поднимать тарифы в выборный год политически невыгодно, а на борьбе со ставленниками Чубайса можно заработать дивиденды. А если еще найти компромисс по реструктуризации долгов перед «Ульяновскэнерго» на 15 лет и фактически не платить за электричество и тепло, то можно вообще решить все проблемы власти. Вот только кредиторы «Ульяновскэнерго», говорят энергетики, будут продолжать требовать оплаты за топливо, и в результате неплатежей в регионе остановится промышленность. А о подготовке к следующей зиме уже сейчас из-за отсутствия денег речи не ведется.
Николай ГОРЕЛОВ