Время новостей
     N°83, 12 мая 2003 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  12.05.2003
На Баку-Джейхан собирают деньги
С финансированием нефтепровода Баку--Тбилиси--Джейхан возникают проблемы. На днях исполнительный директор Государственного нефтяного фонда Азербайджана Самир Шарифов заявил, что расходы Государственной нефтяной компании Азербайджана (ГНКАР) могут возрасти на 200 млн долл. Где будут найдены эти средства, пока неизвестно.

В состав консорциума входят BP (30,1%), ГНКАР (25%), а также Unocal, Statoil, TPAO, Eni, Itochu, ConocoPhillips, Inpex, TotalFinaElf и Amerada Hess. Трубопровод Баку--Тбилиси--Джейхан, протяженность которого составит 1760 км, а мощность 50 млн тонн нефти в год, будет доставлять каспийскую нефть до порта Джейхан (Турция) в Средиземном море. Общая стоимость проекта оценивается в 2,95 млрд долл. По плану он должен быть введен в эксплуатацию в конце 2004--начале 2005 года.

Проект должен был финансироваться на 30% за счет средств компаний, а на 70% -- за счет заемных средств, получение которых было запланировано на май--июнь этого года. К этому же времени его участники должны завершить вложение своих денег. Однако против строительства трубопровода выступили экологи. В результате затянулась подготовка экологического обоснования проекта, и срок предоставления кредитов был перенесен на ноябрь.

Компании -- участницы проекта решили продолжить строительство за счет своих средств, в результате чего их расходы возрастут на 700--800 млн долл. То есть вместо планируемых 885 млн долл. (30%) они профинансируют проект более чем на 50%. При этом из общего объема дополнительных средств 200 млн долл. приходится на долю ГНКАР, о чем и заявил г-н Шарифов. Также он сообщил, что вопрос об источниках финансирования пока не решен. «Возможно использование средств Нефтяного фонда, валютных резервов Национального банка Азербайджана, есть и другие варианты», -- сказал он.

Правда, в тот же день исполнительный вице-президент Международной финансовой корпорации (IFC, входит в группу Всемирного банка) и управляющий директор Всемирного банка (ВБ) Петер Войке сообщил, что совет директоров ВБ в октябре--ноябре 2003 года утвердит финансирование проекта Баку--Джейхан. На его реализацию банк готов выделить 150 млн долл. и выступить организатором синдицированного кредита на ту же сумму. «Для нас сумма не столь важна. Мы хотим, чтобы проект осуществлялся с пользой для всех стран, по территории которых пройдет нефтепровод», -- сказал он. По мнению г-на Войке, после того, как деньги выделит IFC, финансирование проекта одобрят и другие структуры -- частные банки, страховые и экспортные агентства, так что задержек в получении средств в дальнейшем не возникнет.

Однако обещания ВБ не могут снять всех проблем с финансированием проекта. Так, еще в марте группа экологов обратилась в Европейский банк реконструкции и развития (ЕБРР) с просьбой не выделять средства на строительство трубопровода из-за экологических и социальных последствий его реализации. После этого один из представителей ЕБРР заявлял, что теперь банк может пересмотреть свое намерение предоставить консорциуму кредит на 300 млн долл. Окончательное решение по этому вопросу должно быть принято во втором полугодии.

Между тем, по мнению президента фонда «Мировая политика и ресурсы», министра топлива и энергетики России в 1993--1996 годах Юрия Шафраника, к участию в проекте также активно пытаются привлечь российские компании. «Поскольку проект Баку--Джейхан завис, нам подают сигналы: вкладывайте и стройте. И пытаются втянуть туда наши компании. Я слышал такой тезис от нашего очень высокопоставленного дипломата: трубопровод нужен Турции, и для дружбы с Турцией почему бы нашим компаниям не войти хотя бы на 10%. Но это то же самое, что никуда не войти. С какой целью? Отвечают: для того, чтобы хотя бы знать, что там происходит. Чтобы знать, что происходит в трубопроводном консорциуме Баку--Джейхан, надо, видите ли, заплатить 300 миллионов?» -- говорит он в своем интервью газете «Время новостей».

Денис РЕБРОВ