Время новостей
     N°83, 12 мая 2003 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  12.05.2003
«Для захвата рынка мы готовы к экстраординарным мерам»
Сергей ПРИДАНЦЕВ, заметитель генерального директора, коммерческий директор «Центртелекома», в интервью Надежде КОСТЮК -- о новой маркетинговой политике межрегиональной компании электросвязи.

-- Решение каких задач наиболее важно в ближайшей перспективе?

-- Свою миссию «Центртелеком» видит в предоставлении надежной и качественной связи и нахождении индивидуального подхода к каждому пользователю на территории округа. Если раньше название компании ассоциировалось с очередниками и льготниками, то сейчас, решая свою главную задачу телефонизации округа, мы все больше поворачиваемся лицом к клиенту. Если кто-то может заплатить больше и получить услуги, отличающиеся от простой телефонии, то мы должны сделать, чтобы этот клиент шел к нам, а не к другим операторам. В отличие от них мы должны обслуживать всех, в том числе и село, и частный сектор. В то же время на поддержку низко рентабельных проектов со стороны государства особенно рассчитывать не приходится. При этом компания должна зарабатывать деньги, обеспечивая прибыльность бизнеса для своих акционеров.

В суммарном доходе отрасли связи доля традиционных операторов в 1999 году достигала 89%, а в 2002 году снизилась до 52%. Если эта тенденция сохранится, то к 2007 году они будут контролировать не более 1%. Конечно, этого не произойдет, тем не менее ситуация достаточно критична. Поэтому, используя военную терминологию, можно сказать, что наша главная стратегия -- захватить новые сегменты рынка.

Недавно мы закончили формирование концепции маркетинговой стратегии, проект которой будет представлен совету директоров в конце мая. Сейчас начинается разработка стратегии развития общества на период 2003--2005 годов. Эта глобальная работа может занять примерно полгода.

-- Какова доля рынка «Центртелекома» в традиционных и новых услугах?

-- По фиксированной связи мы контролируем 65% рынка. В сегменте новых нерегулируемых МАП услуг, таких, как доступ в Интернет, IP-телефония, услуги интеллектуальной сети, пакетной передачи данных, карточной платформы, доля компании в среднем по округу составляет 50%, хотя в отдельных регионах она выше (в Калужской области -- 72%, Липецкой -- 60%, Воронежской -- 69%, Владимирской -- 65%). И хотя в доходе «Центртелекома» новые услуги составляют сейчас 5--7%, именно в этом сегменте рынка мы намерены побороться с другими игроками.

В ближайшие год-полтора мы хотим увеличить свою рыночную долю в традиционных услугах в среднем по округу до 75%, в новых -- до 80%.

-- Каков потенциал спроса со стороны бизнес-клиентов?

-- С учетом развития среднего и малого бизнеса мы рассчитываем на увеличение спроса как бизнес-пользователей, так и населения с высокими доходами.

-- Какие услуги планируется предложить таким клиентам?

-- Для VIP-клиентов и крупных компаний и банков мы будем предлагать интегрированные сетевые решения, организацию корпоративных частных сетей (VPN), выделенные скоростные каналы, цифровые линии связи, IP-телефонию, пакеты услуг. По гибким тарифам для среднего бизнеса и населения с высокими доходами -- цифровые линии связи и номера, доступ в Интернет (коммутируемый и выделенный), широкополосный доступ xDSL, IP-телефонию, а также VPN и пакеты услуг (для организаций) и кабельное телевидение, услуги радиодоступа для сельских регионов и «сервер для кондоминиума» (для населения).

Для обслуживания этих клиентов мы создаем сервисные центры, которые будут работать круглосуточно и управляться из единого центра. Частично это уже делается на базе оборудования, установленного в Долгопрудном и запущенного в эксплуатацию прошлой осенью.

-- Для активизации в коммерческом сегменте «Центртелекому», вероятно, необходимо выстраивать новый имидж.

-- Мы уже начали менять свой имидж, позиционируя единый бренд «Центртелеком». Переход на него планируется в течение этого года.

-- Подмосковье -- крупнейший регион Центрального округа. В чем особенности стратегии компании в этом регионе, и каковы планы?

-- По уровню конкуренции он уступает лишь Москве. На территории ЦФО сейчас имеют право работать около 2 тысяч компаний, которым выдано более 3 тысяч лицензий на различные виды услуг связи. Из этого числа на долю Московской области приходится 681 компания и 1086 лицензий. На втором месте Владимирская область, где работает всего лишь 145 операторов и выдано 199 лицензий.

В Подмосковье по всем видам услуг «Центртелеком» занимает около 40% рынка, и из-за увеличения конкуренции наблюдается тенденция к снижению его доли. В последнее время в области начали работать и сильные московские игроки. Чтобы кардинально изменить эту ситуацию, уже сейчас мы намерены предпринять экстраординарные меры по продвижению наших услуг.

-- Как будет организована продажа услуг?

-- Для этого создана дочерняя компания «Центртелекомсервис». Она зарегистрирована 1 апреля этого года, и сейчас формируется ее уставный капитал и бизнес-стратегия. «Центртелекому» будет принадлежать в ней 75%, вторым учредителем станет иностранная компания. Сейчас мы ведем с ней переговоры, и поэтому преждевременно открывать ее название. Задача нашего зарубежного партнера -- привлечение инвестиций и выстраивание работы «Центртелекомсервиса» по агрессивным маркетинговым западным стандартам. Компания будет работать во всех филиалах, но ее первоочередная задача -- укрепить наши позиции в Подмосковье.

-- Когда «Центртелекомсервис» приступит к работе?

-- Она уже идет. На днях московский филиал выиграл открытый тендер управления Министерства РФ по налогам и сборам по Московской области на разработку и реализацию проекта создания корпоративной сети передачи данных. Основная часть проекта стоимость около 16 млн руб. должна быть выполнена в этом году. Сейчас ведутся переговоры с рядом других крупных организаций, компаний и банков.

-- Планирует ли «Центртелеком» предоставлять услуги в партнерстве с другими провайдерами?

-- Сейчас мы прорабатываем контракты о взаимодействии в рамках всего округа с Центральным телеграфом, компанией «Межрегиональный транзит телеком», обеспечивающей пропуск трафика сотовых компаний, а также с «Вымпелкомом» и МТС. Такие контракты мы планируем заключить и с другими операторами. Мы предоставляем свою инфраструктуру, оптоволокно, номерную емкость, вышки для размещения их оборудования. В свою очередь они могут предложить нам сотрудничество в решении социальных вопросов. Так, например, ко Дню Победы совместно с сотовыми компаниями мы обеспечили инвалидов войны связью, предоставив им 1400 мобильных трубок с ежемесячной оплатой 40 минут местных разговоров. В дальнейшем мы планируем совместные услуги -- например, единый номер для фиксированного и мобильного телефона.

-- Как «Центртелеком» планирует использовать свои сотовые активы?

-- У нас есть очень перспективные активы NMT-450 в 13 из 17 наших регионов, на базе которых можно строить цифровые сети CDMA-450. Их нужно сконцентрировать в одних руках. Может быть, даже создать дочернюю компанию. У нас также есть сети кабельного телевидения. Совет директоров поставил перед нами задачу проанализировать все имеющиеся активы, чтобы решить, что нужно развивать, а что выгоднее продать.

-- Какие инвестиции потребуются на развитие нерегулируемых услуг, выстраивание новой маркетинговой политики и сервиса. За счет чего они будут профинансированы?

-- Пока я воздержусь от конкретных цифр. Безусловно, такую глобальную программу невозможно профинансировать без заемных средств. Для увеличения инвестиционной привлекательности компании разработана специальная программа на 2003 год. В мае она будет рассмотрена советом директоров. В рамках этой программы для повышения прозрачности компании для инвесторов буквально сегодня будет открыт новый корпоративный сайт на русском и английском языках.

Центральная телекоммуникационная компания («Центртелеком»), зарегистрированная 30 ноября 2002 года, создана на базе бывшей «Электросвязи» Московской области путем присоединения к ней операторов электросвязи Воронежской, Ярославской, Тульской, Владимирской, Белгородской, Рязанской, Тверской, Смоленской, Калужской, Тамбовской, Брянской, Липецкой, Ивановской, Курской, Орловской и Костромской областей. Юридический процесс создания «Центртелекома» завершило собрание акционеров объединенной компании в декабре прошлого года, назначившее гендиректором Рубена Амаряна, который возглавляет подмосковную электросвязь с 2000 года. По итогам 2002 года выручка компании составила 16 млрд руб., чистая прибыль -- 1,6 млрд руб., капитальные вложения -- 3,8 млрд руб. В 2003 году «Центрьелеком» запланировал увеличение выручки до 19,9 млрд руб., чистой прибыли -- до 4,9 млрд руб., капвложений -- до 4,8 млрд руб., в том числе от размещения трехлетних купонных облигации на сумму 2 млрд руб., решение о выпуске которых было принято на прошлой неделе. В прошлом году компания ввела 497,6 тыс. телефонных линий, на текущий год запланирован ввод 529,9 тыс. линий.

Беседовала Надежда КОСТЮК