|
|
N°171, 21 ноября 2000 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Мори волнуется
Японского премьера хотят снять с работы
Вчера японские политики с напряжением ожидали вечернего заседания парламента (по московскому времени это уже ночь), на котором должен был рассматриваться вопрос о вотуме недоверия нынешнему премьеру от Либерально-демократической партии (ЛДП) Иосиро Мори. Само по себе мероприятие не является беспрецедентным -- в послевоенной Японии было 23 таких голосования, пять из них были успешными. Скандальной является глубина раскола между фракциями в ЛДП и несвойственная японской культуре склочность полемики между противостоящими друг другу политиками.
В апреле этого года Мори сменил смертельно заболевшего премьера Кэйдзо Обути. Времени с тех пор прошло мало, а скандалов было много. В мае Мори вдруг перешел на религиозно-идеологический слэнг эпохи второй мировой войны и назвал Японию «божественной страной», в центре которой стоит император. Потом он поведал Тони Блэру сомнительные условия примирения с КНДР, по которым Пхеньян был бы избавлен от признания своего участия в похищении в 60--70-е годы граждан Японии -- эти люди вдруг «нашлись» бы в Пекине или Бангкоке.
Но самой болевой точкой премьерства Мори, создающего себе образ простого парня-регбиста, была и остается экономика. На бюджете страны висит огромный внутренний долг, и правительство до сих пор не показало решимости к проведению глубоких экономических реформ. И тут появился Коити Като -- бывший мидовец и парламентарий с многолетним стажем, возглавляющий вторую по величине фракцию в ЛДП (главную фракцию контролирует знакомый россиянам «друг Рю» -- бывший премьер Рютаро Хасимото). Като обещал «изменить Японию» в «решающей битве» и пошел на союз с оппозиционными партиями в едином голосовании против Мори. Като обещает избавить Японию от нынешней централизованной системы экономического администрирования, дать ход приватизации и частной инициативе, а заодно сократить внутренний долг. Считается, что Като -- один из немногих людей, способных управлять страной в сложившихся трудных условиях. Народная поддержка демарша Като достигла 54--58%.
Перед ЛДП замаячила перспектива раскола с последующим бесславным уходом с политической сцены. Генсек ЛДП Хирому Нонака, принадлежащий к фракции «друга Рю», обещал исключить из партии каждого, кто проголосует против Мори, включая самого Като. Бунтарь назвал эти угрозы симптомами политики «недемократических или развивающихся стран». Перед самым началом парламентского заседания поступили сообщения, что Като со товарищи обещал на нем не присутствовать, что гарантированно провалит голосование. Однако, по сведениям Reuters, закулисная межфракционная сделка сорвалась, Като взял свои слова обратно и голосовать все-таки будет. Что бы ни было далее с Мори и с экономикой, прогресс в японской политике налицо -- она перестала быть скучной.
Александр ТИМОФЕЕВ