Поздравлениями с Пасхой и с Днем Победы обменялись в субботу Владимир Путин и Патриарх Московский и всея Руси Алексий II. Президент совершил визит к святейшему в его подмосковную резиденцию «Переделкино» и преподнес предстоятелю РПЦ икону «Воскресения Христова с Двунадесятыми праздниками». Патриарх же подарил президенту «символ обновленной жизни и воскресения» -- праздничное Пасхальное яйцо.
В день самого главного православного праздника президент находился с визитом в Душанбе, поэтому встреча с Алексием II и произошла с некоторым опозданием. Владимир Путин сообщил Патриарху, что побывал на праздничной службе в православном храме в таджикской столице. Алексий II в ответ продемонстрировал знание подробностей президентского визита, в частности, похвалив г-на Путина за поздравление душанбинским ветеранам. Кроме того, глава РПЦ считает, что президенту не стоит извиняться за запоздалый визит: «Весь пасхальный период в понимании Церкви есть единый день праздника, -- заявил он. -- И представляется вполне уместным и своевременным ныне взаимно поделиться радостью о Христе Воскресшем».
В рамках официальной встречи двух российских лидеров - светского и духовного, естественно, подробно не обсуждались насущные проблемы взаимодействия государства и церкви:
введение уроков православия в школе, планы сотрудничества на ниве патриотического воспитания молодежи, поправки в Земельный кодекс, которые
могут вернуть в собственность РПЦ земли под храмами. Однако озвученное Владимиром Путиным пожелание о совместном служении государства и церкви на благо России в сегодняшней ситуации может оказаться не совсем уж протокольной репликой. Дело в том, что в последнее время форма взаимодействия Кремля и Патриархии несколько меняется. Если раньше церковь выступала в роли почтенного декоративного старца, к мнению которого прислушивались ради поддержания образа российской исторической идентичности, то теперь власти хотят строить с духовными лидерами единую политику - как внутреннюю, так и внешнюю. Недавний визит Михаила Касьянова в Италию и последовавшие за этим призывы к
налаживанию отношений Патриархии с Ватиканом позволяют сделать предположение о попытках Владимира Путина немного подкорректировать внешнюю политику РПЦ в сторону российских государственных интересов.