|
|
N°82, 08 мая 2003 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Ruhrgas восстановили в правах
Немцев допустили к переговорам о газовом консорциуме
Немцы, чуть было не оказавшиеся за скобками процесса, определяющего судьбу газотранспортной системы Украины, через которую перекачивается в ЕС 90% российского газа, впервые получили право голоса. На двухдневных консультациях «Газпрома», Ruhrgas и «Нефтегаза Украины», которые вчера завершились в Киеве, немецкие эксперты представили две модели функционирования консорциума. Узнать детали от участников переговоров не удалось, их имена даже не афишируются.
Между тем информированный источник в украинском правительстве заявил газете «Время новостей», что первая «немецкая» модель -- операционная -- предполагает управление поставками газа через ГТС Украины, а вторая -- передачу газотранспортной системы в концессию. Немцы даже не пытались представить проект приватизации украинской ГТС -- этого пока не предполагают условия их участия в международном консорциуме. Как известно, ранее российские и украинские эксперты допускали три варианта создания международного консорциума, в том числе приватизацию ГТС.
Председатель правления Ruhrgas Буркхард Бергманн заявил во вторник, что считает создание консорциума европейских газовых концернов шагом в верном направлении. «Мы готовы участвовать в этом важном проекте», -- сказал он. Дав добро на участие немцев в переговорах, Россия ослабила напряжение, которое нарастало вокруг «газовой» темы. Германия, являющаяся самым крупным покупателем российского газа в ЕС, публично высказывала недовольство нарушением трехстороннего соглашения о создании консорциума, подписанного в 2002 году канцлером Шредером, президентами Путиным и Кучмой. Курс на отстранение Германии от переговоров не встречал одобрения и в Киеве, вынужденном балансировать между интересами России и ЕС.
Сегодняшняя трехсторонняя встреча -- свидетельство того, что «начался нормальный процесс согласования разных моделей функционирования консорциума», и решение проблемы украинской ГТС «постепенно перемещается из политической в экономическую плоскость», -- заявил корреспонденту газеты «Время новостей» глава подкомитета Рады по газовой промышленности Александр Гудыма. На «газовую» ситуацию, по-видимому, повлияла недавняя встреча Кучмы и Путина в Крыму. Заявление президентов о том, что до осени необходимо получить финансово-техническое обоснование создания консорциума, свидетельствует: «серьезные вещи не будут делать наспех».
Газотранспортный консорциум пока не существует ни в юридической, ни в имущественной форме -- модель его функционирования не утверждена, считают в Киеве. Подписание учредительных документов между Россией и Украиной, регистрация общества с ограниченной ответственностью (единственное, что было сделано в этом отношении) -- лишь политический шаг. Но пока не согласован объем необходимых инвестиций и не проведена инвентаризация ГТС, стороны не смогут определить, насколько выгодны те или иные решения по газотранспортному консорциуму. Участие Германии в этих вопросах, по-видимому, дело неизбежное.
Светлана СТЕПАНЕНКО, Киев