|
|
N°82, 08 мая 2003 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Дело о трех миллиардах
МВД закончило расследование о чеченских авизовках
В эпопее с самым масштабным механизмом обмана государства начала 90-х годов -- аферами с банковскими авизо -- на днях поставлена точка. Следственный комитет (СК) при МВД закончил расследование последнего дела из этой серии -- в отношении авторитетного чеченца Хусейна Чекуева, который еще в 1992 году вместе с не менее уважаемыми земляками Али Ибрагимовым (он ждет суда) и Шаманом Зелимхановым (был обменян на захваченных боевиками солдат) похитил у двух региональных подразделений ЦБ почти 3 млрд рублей. (Курс доллара тогда составлял 400--450 рублей.)
В начале 90-х годов система межбанковских платежей России еще только образовывалось, и «дыр» в ней было не меньше, чем в швейцарском сыре. Одной из них -- связанной с подделкой авизо -- и стали пользоваться мошенники. Система перевода денег досталась ЦБ РФ в наследство с советских времен. Для переправки денег с одного счета на другой банк-отправитель присылал в подразделение ЦБ, обслуживающее получателя, короткое спецсообщение по телетайпу -- то самое авизо. В нем с помощью системы кодов и паролей указывалось, какую сумму и на какой именно счет следует перевести. При социализме, когда частных счетов не могло быть в принципе, понятно, авизо подделывать никому в голову не приходило -- ворованные деньги просто некуда было прятать.
Первыми, как выяснили сыщики, до этого додумались еще советской «закалки» комбинаторы-теневики. Узнав через знакомых и при помощи подкупа нужные коды и пароли, они стали отсылать «свои» авизо в подразделения ЦБ. По ним деньги, которые на самом деле никто никуда не отправлял, перечислялись на счета фирм аферистов. Обман (первое время в ЦБ вообще думали, что это ошибочные переводы) вскрывался через одну-две недели, но фирма-получатель (зарегистрированная на утерянные паспорта) деньги уже снимала и пропадала. Впрочем, поначалу дельцы, чтобы не привлекать к себе лишнего внимания, старались не злоупотреблять такими аферами. Но в 1991--1992 годах авизовками занялись чеченские преступные группировки, которые хотели взять «все и сразу». Фальшивые авизо стали рассылаться в банки десятками и сотнями на поистине фантастические суммы. Многие из них даже после начала скандала оплачивались -- обычно мошенники подкупали сотрудников банков. Даже Джохар Дудаев тогда стал насмехаться над банковской системой России. В одном из интервью на вопрос, откуда ему поступают деньги, президент Ичкерии сказал: «Мы отправляли к вам разные бумажки, а взамен мне привозили самолеты с мешками денег». По оценкам экспертов, в общей сложности преступники успели заработать на авизовках -- пока власти не отменили эту систему -- от нескольких сот миллионов до 2--3 млрд долларов. В основном это были деньги Центробанка, который до сих пор безуспешно пытается вернуть хоть что-то назад.
Одну из главных «авизовочных» групп удалось выявить сотрудникам СК. По их данным, роли в ней были строго распределены -- за физическое решение проблем и влияние на банкиров отвечал Хусейн Чекуев, всю работу организовывал Шаман Зелимханов, а финансами и отмывкой денег занимался Али Ибрагимов. По данным СК, в 1992 году Зелимханов и Чекуев отправились в Екатеринбург, где познакомились с руководителями ТОО «Урал-кварц» и ТОО «Арт-Юс» (последнее возглавлял Сергей Пунегов). Бизнесменам было сделано предложение, от которого было сложно отказаться: на счета их фирм будут приходить крупные суммы, и они имеют право забирать с них 25%, а все остальное обязаны перечислить на указанные чеченцами счета. Попутно, как считают в СК, Зелимханов и Чекуев познакомились с бизнесменом из Тверской области, главой МГП «ЭВМ Сервис» Сергеем Жердевым. В его задачи входило помогать в отмывке денег. И вскоре механизм по хищению денег заработал на полную мощь.
26 октября 1992 года в ГУ ЦБ по Свердловской области поступило авизо №167 якобы от имени Агропромбанка (Москва) с требованием перечислить с его счета на счет «Урал-кварц» в Юта-банке 297 млн рублей. Как позже выяснил СК, авизо было липовым, а деньги из Юта-банка были потом переведены на счета трех фирм в Тверской области -- ИЧП «Карина», НПК «Каскад» и АО «Логос» (все они контролировались Жердевым). Потом они были разбросаны по десяткам других структур. 75 млн рублей (те самые 25%) из этой суммы чеченцы, как и обещали, оставили «Урал-кварцу».
Уже 24 ноября 1992 года в ГУ ЦБ по Свердловской области поступило авизо №143 якобы от Жилсоцбанка, где указывалось, что 312 млн рублей следует перечислить на счет «Арт-Юс» в Юта-банке. Эта сумма (за вычетом 25%) позже ушла в адрес московской фирмы «Внешакадемсервис», а потом растворилась в других фирмах. В тот же день в свердловское ГУ ЦБ пришло еще одно авизо якобы от Агропромбанка -- об отправке 280 млн рублей на счет некоего ТОО «Татьяна» в АКБ «Финест».
Одновременно, как установили в СК, четыре аналогичных авизо, в том числе от имени Тверьуниверсалбанка, поступили в ГУ ЦБ по Тверской области. Всего таким образом было похищено около 3 млрд рублей. Понятно, что в Агропромбанке, Жилсоцбанке, Тверьуниверсалбанке заявили, что никаких авизо в ЦБ не отправляли, и деньги им были возмещены.
Еще в 1993 году по факту мошенничества с авизовками были возбуждены дела в Тверской и Свердловской областях. Почти сразу появились и первые трупы. Сначала погиб глава «Арт-Юс» Сергей Пунегов. По официальной версии, он должен был перечислить на счет чеченцев 60 млн рублей, но операционистка ошиблась, и деньги ушли по другому адресу. На Пунегова посыпались угрозы, он срочно прилетел в Москву, где, по словам свидетелей, его встретила группа крепких ребят во главе с Чекуевым (разъезжали они по столице на джипе без номеров). Объяснений Пунегова чеченцы слушать не захотели, и он в подавленном состоянии отправился в Екатеринбург. По пути прямо в поезде бизнесмен перерезал себе вены. Его отправили в больницу, где раны бизнесмену зашили и отпустили. Но спустя три дня Пунегова нашли повешенным в товарном вагоне -- по официальной версии, он сам свел счеты с жизнью. Однако вскоре чеченцам вернул все долги партнер Пунегова, глава «Урал-кварца». Вскоре в Свердловской области был арестован глава МГП «ЭВМ Сервис» Сергей Жердев (отмывавший авизовочные миллиарды). Он начал активно давать показания на чеченских подельников, но 15 июля 1994 года его обнаружили повешенным в камере. Официальная версия -- самоубийство. Вскоре после этого погибли руководители банков разных рангов, от имени которых и посылались липовые авизо.
Первый арестованный чеченец -- Хусейн Чекуев -- появился в деле в 1995 году. Его схватили в Москве и отправили в Свердловск, где расследовалось дело о хищении почти 1 млрд рублей. Но в апреле 1996 года Ленинский райсуд Екатеринбурга приговорил чеченца всего к четырем годам условно и освободил прямо в зале суда. Позже приговор был обжалован Генпрокуратурой, его отменили, но Чекуев уже пропал. Как он позже признался на допросах, он уехал в свое родное село Гойты.
После этого тверское и свердловское дело и забрал к себе СК, объединив их в одно. Начав вычислять фирмы, через которые проходили деньги от афер с авизо, следователи вышли даже на структуру, связанную с Владимиром Гусинским. Но потом стало ясно, что авизовочные деньги после отмывки приходили через такое количество фирм (их счет идет на тысячи), что при желании можно придраться почти ко всем олигархам. При этом все они явно не знали, что имеют дело с чеченскими деньгами. Конечный путь выручки от афер с точностью установить не удалось. Но, как считают в СК, не исключено, что они действительно шли в мешках в Чечню, о чем и говорил Дудаев.
В 1997 году удалось арестовать Шамана Зелимханова. Но уже спустя несколько месяцев он официально обрел свободу -- его обменяли на двух захваченных чеченскими боевиками солдат. 1 июня 2000 года в Москве был схвачен и Али Ибрагимов. Расследование дела в отношении него было завершено, его утвердила Генпрокуратура и передала в Пресненский суд Москвы. Но там уже 1,5 года никак не могут начать процесс над Ибрагимовым, который сейчас находится на свободе под залогом. В сентябре 2002 года удалось арестовать и Чекуева. Его схватили, когда он выбрался из Гойты в Нальчик. На днях чеченец закончил знакомиться с материалами дела, и вскоре оно тоже будет отправлено в суд. Также в рамках этого дела будет рассмотрен иск к Чекуеву ЦБ РФ, представители которого требуют вернуть похищенные суммы, хотя бы уже по деноминированным расценкам. Но получить им вряд ли что удастся. Следователи уже проверяли сведения об имуществе Чекуева и выяснили, что ему в Чечне принадлежат лишь три машины. СК потребовал от МВД Чечни наложить на них арест, но оттуда пришел ответ, что в связи с войной судьбу машин установить невозможно.
Александр ШВАРЕВ