|
|
N°81, 07 мая 2003 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Масуд Барзани: «Ирак останется единым»
Курдского лидера Масуда БАРЗАНИ, главу демократической партии Курдистана, в понедельник посетил в Багдаде глава американской администрации в Ираке генерал Джей Гарнер. Сразу после этого с г-ном Барзани побеседовала обозреватель газеты «Время новостей» Елена СУПОНИНА.
-- Г-н Барзани, переговоры между различными иракскими силами о формировании временного правительства проходят очень трудно. Не лучше ли вам предложить американцам управлять страной, чтобы избежать внутренних расколов?
-- Положение действительно тяжелое, но никакой иностранный правитель не может быть альтернативой патриотическому правительству, хотя мы консультируемся с силами коалиции по любому поводу. Потребуется не менее четырех недель для достижения предварительных договоренностей по поводу состава некоего подобия парламента, который изберет временное правительство.
-- Американские войска в Ираке вы считаете освободительными или оккупационными?
-- Пока мы не считаем их оккупационными.
-- Что значит «пока»?
-- Нам нужно сформировать правительство, восстановить инфраструктуру, армию, чтобы было кому защитить родину. В этот период становления мы будем считать американские войска дружественными и союзными. Пока, правда, трудно сказать, сколько это займет времени.
-- Почему на улицах Багдада нет никакой полиции?
-- Все разрушено. Мы ведем консультации с другими иракскими силами и с войсками коалиции, чтобы решить проблему безопасности, которая стоит в Багдаде очень остро. Курдские формирования вполне могут взять на себя эту обязанность, если на этот счет будет достигнута договоренность.
-- Каким вы видите будущее Ирака? Должен ли северный нефтяной город Киркук войти в состав Курдистана?
-- Ирак должен стать демократической федерацией. По поводу Киркука не может быть никаких споров, это город курдский. Однако весь Курдистан будет такой же частью Ирака, как и все остальные его районы.
-- А северный город Мосул тоже должен войти в географическое пространство Курдистана?
-- Нет, Мосул -- арабский город, но там тоже много курдов, и в самом городе, и вокруг него. Думаю, новую границу между курдской и арабской частью можно было бы провести по реке Евфрат. (Она протекает чуть севернее Мосула, тем самым курды расширяют подконтрольные им территории. -- Ред.).
-- Турция протестовать не будет?
-- Турция уже реагирует на это спокойно. Мы не объявляем независимости Курдистана. Ирак останется единым, причин для беспокойства нет.
-- Американцы поговаривают о строительстве нового нефтепровода из Ирака в Израиль, то есть из Мосула в Хайфу. Вы согласны с этой идеей?
-- В том-то и дело, что сейчас войска коалиции могут делать все, что угодно, и мы не можем им возразить. Поэтому и нужно формировать иракский парламент и правительство. Все стратегические вопросы, особенно касательно нефти и военных дел, должны проходить через парламент, но пока его нет.
-- Было ли в Ираке накануне войны оружие массового поражения?
-- У нас нет доказательств ни за, ни против. Правды не знаем даже мы.
-- Новый Ирак будет возвращать России старые долги?
-- Сложная тема. Мы обсудим ее. Но Ирак разрушен и сам нуждается в помощи. Погашение этих долгов -- трудновыполнимая задача, да и контракты, подписанные во времена Саддама, чаще всего противоречили интересам народа. Позиция России также не отвечала интересам иракского народа. Ошибка Москвы в том, что она сделала ставку только на режим Саддама.
-- Разве представители России не встречались с оппозицией, в том числе и с курдскими партиями?
-- Это были пустые, несерьезные встречи. Но мы хотели бы выстроить хорошие отношения с Россией. Это большая, важная страна, которая, правда, переживает непростой период.
Беседовала Елена СУПОНИНА