Время новостей
     N°80, 06 мая 2003 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  06.05.2003
Запад протягивает Назарбаеву руку
Пока ему не вручили повестку в суд
Центральная Азия -- источник новой нестабильности, диктатур и конфликтов. Так звучал один из главных постулатов межпарламентской конференции по свободе и правам человека в этом регионе, состоявшейся 1 мая в конгрессе США. Американские сенаторы и конгрессмены, члены Европарламента и парламентов нескольких европейских стран впервые собрались вместе, чтобы разработать инициативы по разрешению кризиса в Центральной Азии.

Время оценок сложившейся в регионе ситуации, как считают парламентарии, подходит к концу. Многочисленные резолюции с осуждением центральноазиатских режимов, принятые Европарламентом, Евросоюзом, Советом Европы, ОБСЕ, конгрессом и администрацией США, -- достаточное основание для перехода к конкретным действиям. Один из самых влиятельных американских сенаторов Джон Маккейн четко сформулировал позицию США: «Диктаторы Центральной Азии должны понять, что демократия для нас -- это безопасность, и наши действия в Ираке определялись именно таким подходом. История учит, что диктаторы заставляют нас платить потом высокую цену за безопасность». В том же духе высказался известный конгрессмен Крис Смит: «Лидеры Центральной Азии надеются, что США готовы им все простить за их участие в антитеррористической коалиции. Но они не понимают, что Америка видит в их режимах угрозу для собственной стабильности и для всего мира».

Сфера внимания вашингтонской конференции простиралась от Казахстана до Туркмении. Ашхабадский режим приводился как пример быстрого превращения страны -- члена ОБСЕ в классического изгоя и потенциальное звено «оси зла» (среди приглашенных выступить на эту тему был автор этих строк). По-иному складывается отношение к Казахстану. В этой стране, как считают влияющие на принятие решений политики Запада, в отличие от Ирака и даже от Туркмении, есть возможность эволюционного, быстрого и эффективного преобразования режима личной власти в демократические структуры. Залогом тому наличие в Казахстане и за его пределами организованных структур оппозиции, приверженных общедемократическим ценностям и обладающих кадровым потенциалом и опытом государственного управления.

Процесс демократизации Казахстана должен быть плановым, учитывающим интересы всех сторон противостояния (в том числе и существенной части действующего в стране режима), и находиться под контролем внешних сил-гарантов. По сути, президенту Казахстана Нурсултану Назарбаеву предлагается Западом -- под его контролем и при его гарантиях -- расписание «национального диалога» с оппозицией. Что особенно важно, предметом диалога должна стать не смена власти как таковая, а создание механизма демократического формирования новых институтов власти наряду с последовательным демонтажем старых.

Сам г-н Назарбаев и его окружение получают возможность стать партнерами в этом процессе при условии их отказа от стремления доминировать в обществе. В обмен на это лидеры оппозиции и западные правительства предоставят им гарантии безопасности. Однако условием такого сотрудничества с официальной Астаной является отмена всех политически мотивированных приговоров, вынесенных казахстанскими судами, закрытие уголовных дел против оппозиционных политиков и журналистов. При этом участникам «диалога» со стороны оппозиции должна быть заранее гарантирована в Казахстане безопасность -- как властями этой страны, так и правительствами Запада.

Таким образом, в Вашингтоне была публично и на весьма высоком уровне оформлена идея посредничества Запада в урегулировании политической ситуации в Казахстане. О существующем плане такого посредничества, возникшем еще в прошлом году, газета «Время новостей» уже писала. Но только теперь, после иракской кампании, он становится реальностью.

На конференции в Вашингтоне была сформирована так называемая фокус-группа из влиятельных западных политиков, которая займется практическим воплощением этого плана. В американской столице исходят из того, что властям Казахстана придется идти на реальное сотрудничество с Западом. Как выразился сенатор Маккейн, он не завидует президенту Назарбаеву, «ибо в результате расследования «казахгейта» (известное дело о взятках в десятки миллионов долларов, которые получало высшее руководство Казахстана от американских нефтяных компаний в середине 90-х годов. -- Ред.) ему грозят серьезные юридические неприятности».

Эти «неприятности» могут наступить уже очень скоро: по данным газеты «Время новостей», в середине июня департамент юстиции США, расследующий «казахгейт», передает дело в суд. Не позже сентября начнется процесс. Повестку для явки -- пока в качестве свидетеля -- получит и сам г-н Назарбаев.

Но вряд ли это станет для него неожиданностью. «Наша семья с нетерпением ждет начала суда, который обязательно опровергнет предъявленные обвинения», -- заявила в конце апреля дочь президента Казахстана, глава медиахолдинга «Хабар» Дарига Назарбаева. Видимо, такой уверенностью объясняется жесткое табу, наложенное Астаной на публикации в подцензурной местной прессе на тему «казахгейта». А те, кто пытался презреть этот запрет, были примерно наказаны. Известного казахстанского публициста Сергея Дуванова обвинили в изнасиловании несовершеннолетней и приговорили к трем годам тюрьмы.

Аркадий ДУБНОВ, Вашингтон--Москва