Официальная Москва вчера послала Киеву ободряющий сигнал насчет продолжения совместной разработки военно-транспортного самолета Ан-70. Зампред Комитета по военно-техническому сотрудничеству с иностранными государствами (КВТС РФ) Владимир Палещук даже раскритиковал отечественных чиновников, позволяющих себе сомневаться в необходимости этого самолета. Между тем российские военные остаются при своем крайне скептическом мнении по поводу Ан-70.
2 мая в Ялте, выйдя к прессе вместе с украинским президентом Леонидом Кучмой, Владимир Путин сказал про Ан-70 несколько фраз, в которых и защитники, и противники проекта видят теперь поддержку их взаимоисключающих позиций. Путин произнес буквально следующее: «Россия уже проинвестировала в этот проект, и немало. Поэтому мы хотели бы, чтобы он был завершен». Но добавил: «Главное -- заранее определиться с рынком сбыта этой продукции: кто и на каких условиях будет покупать этот самолет».
Главным покупателем Ан-70, как известно, должны были стать российские ВВС. А они в этом году устами своего главнокомандующего генерал-полковника Владимира Михайлова и других старших офицеров подвергли новый самолет
уничтожающей критике. Вчера, не упоминая высокопоставленных военных поименно, Владимир Палещук подчеркнул: «Если сегодня кто-то заявляет, что этот самолет не нужен, то это крайне субъективное мнение». В общем плане замглавы КВТС отметил: «Если чиновник делает какое-то заявление, то он должен отдавать себе отчет в том, какой эффект и какие последствия могут быть у этого заявления. К сожалению, у нас некоторые ответственные безответственные люди делают заявления, исходя из собственного видения той или иной проблемы. В итоге страдают интересы государства».
Что касается коммерческих перспектив Ан-70, они, по мнению г-на Палещука, не ограничиваются пределами Украины и России. «Уже сейчас есть заказ от Чехии на три машины. Другие страны проявляют к этому самолету интерес», -- заявил Палещук. Военный атташе Чехии в России Карел Котек подтвердил корреспонденту газеты «Время новостей», что его страна готова получить три Ан-70 в счет погашения российского государственного долга, хотя контракт на поставку самолетов еще не заключен. Принципиальная схема сделки была согласована во время визита премьера Михаила Касьянова в Прагу в октябре 2001 года. Касьянов и его чешский коллега Милош Земан подписали на этот счет «Дополнение №2 к Соглашению России и Чехии об урегулировании задолженности бывшего СССР и России от 17 апреля 1994 года». Однако контракт на поставку Ан-70, подчеркнул Карел Котек, может появиться не раньше, чем закончится разработка и сертификация самолета.
Высокопоставленный источник в главном командовании ВВС России, пожелавший остаться неназванным, вчера заявил газете «Время новостей», что наши летчики всячески приветствуют продажу Ан-70 в Чехию и куда угодно еще, но сами закупать его по-прежнему не желают. В политических заявлениях, прозвучавших за последние дни, наш собеседник не увидел ничего, что по сути противоречило бы позиции военных. Он также предсказал, что поскольку российское участие в разработке Ан-70 финансируется из бюджета Минобороны, средства на эти цели военные будут выделять крайне неохотно.
Недавно назначенный вице-премьер правительства России Борис Алешин вчера поддержал официальную линию на продолжение проекта Ан-70, хотя и не стал делать вид, что эта линия пользуется безраздельной поддержкой. «По данному вопросу существуют разные точки зрения», -- справедливо отметил он. Вице-премьер мягко пожурил военных, заявив, что, возможно, некоторые заявления Минобороны звучали несколько резко, «но со временем мы подкорректируем наши позиции». Алешин добавил, что цену и степень готовности нового самолета нужно дополнительно проанализировать.