|
|
N°80, 06 мая 2003 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Синдбадская пятерка
В будущем правительстве Ирака уже делят портфели
Будущее Ирака сейчас решается в багдадском дворце бывшего президента Саддама, окруженном несколькими кольцами солдат и бронетехники. Там расположились политики и генералы из США, иногда принимающие местных лидеров. А те распределяют между собой портфели в еще не существующем правительстве Ирака и опасаются, что иностранцы решат этот вопрос вместо них.
Вчера американцы назначили главного координатора по вопросам нефти -- им стал авторитетный специалист в области геологии Самир Аббас Гадбан, до недавнего времени возглавлявший отдел планирования и анализа в министерстве нефти Ирака. Местные информированные источники удивились по поводу сообщений западных информагентств о назначении Гадбана «министром нефти» -- самого министерства сейчас фактически не существует. Г-н Гадбан призван лишь урегулировать острые проблемы с поставками бензина, возникшие в последнее время в Ираке.
Атмосфера вокруг гостиницы «Синдбад», где происходят встречи иракской оппозиции с американцами, напомнила мне фильмы про мафию. Вот въезжают три джипа охраны руководителя «Иракского национального конгресса» Ахмада Чалаби. Крепкие ребята бегом проводят своего шефа внутрь гостиницы, где он скрывается и от журналистов, и от ходоков из народа, и от врагов из расползшейся по домам саддамовской партии Баас. Еще один кортеж. Усатые, но аккуратно выбритые мужчины в черных костюмах и ярко-голубых рубашках с «калашниковыми» и «Узи» эскортируют в отель главу «Патриотического союза Курдистана» Джаляля Талабани. Следом появляются крепыши, обросшие щетиной на иранский манер, а в их окружении -- благообразный мужчина, чья чалма и черный балахон выдают в нем шиитского авторитета. Это один из руководителей Высшего совета исламской революции Абдель-Азиз аль-Хаким.
В главную совещательную пятерку иракских лидеров входят также глава Демократической партии Курдистана Масуд Барзани и руководитель Партии национального согласия Айад Алляви. Но вот еще один кортеж. Выскочившие из джипов американские пехотинцы оцепляют подходы к отелю. На совещание пожаловал американский координатор иракской оппозиции Залмай Халилзад. Разъезжаются участники встречи так же, как и приехали -- бегом и в окружении охраны.
Весь квартал вокруг «Синдбада» контролируется курдскими бойцами из партии Масуда Барзани, снявшего всю эту гостиницу. Вокруг гостиницы стоит как минимум полсотни их джипов. Большинство этих курдов партизанили в горах Курдистана вблизи границ Ирана и Турции и впервые попали в Багдад. Некоторые хоть и считаются иракцами, но совсем не знают арабского и говорят помимо родного курдского только на фарси и турецком. На крышах дежурят снайперы. Время от времени подъезжают делегаты от многочисленных арабских племен и лидеры партий поскромнее. У всех пистолеты и автоматы, и все хотят получить свою долю власти.
Тяжелые консультации затягиваются. Иракцы обещают собрать временный парламент, который изберет временное правительство, не раньше чем через месяц. Если, конечно, в дело не вмешаются американцы, назначив министров явочным порядком.
Хотя за эти дни американцы арестовали еще тройку лиц из окружения Саддама (включая министра военной промышленности, а также хорошо знакомого российским нефтяникам министра нефтяной промышленности Амира Рашида), новым лидерам есть чего опасаться. Саддам до сих пор не пойман. История его гибели в багдадском районе Мансур возле ресторана «Час» больше похожа на байку. А кое-кто в Ираке все еще тоскует по «сильной руке» бывшего президента. Его 66-летие 28 апреля все-таки отмечали танцами и песнями в его родном городе Тикрите. А в городе Фаллуджа, к западу от Багдада, антиамериканские демонстрации вылились на днях в перестрелку. После гибели в ней 12 иракцев начались акты мести, и все эти дни из Фаллуджи приходят сообщения о новых раненых американских военных.
Позавчера в Багдаде днем раздались сильные взрывы. То ли случайно, то ли специально кто-то выстрелил в баки с бензином. Погибло по крайне мере девять прохожих, десятки ранены. В городе до сих пор появляются мародеры, а к разбойникам уже все привыкли. На глазах корреспондента газеты «Время новостей» американские солдаты задержали вчера оборванца, который хотел утащить еще хоть что-нибудь из уже разграбленного министерства юстиции. Обиженный бедняк пытался объяснить американцам, что мебель в министерстве юстиции -- народное достояние. «Мы не можем задержать его больше чем на сутки. А завтра он снова придет сюда грабить», -- пожаловался мне американский сержант. «Не бойся, тебя скоро выпустят», -- напутствовала неудачника жена, стоявшая на стреме. А у гостиницы «Палестина» вчера разъяренные безработные накинулись на журналистов, обещая основательно побить их, если их репортажи не помогут в ближайшее время создать в Багдаде рабочие места.
Впрочем, сами журналисты тоже представляют опасность. Два дня назад в аэропорту Аммана, столицы соседней с Ираком Иордании, был убит таможенник, задевший при проверке багажа маленькое колечко, оказавшееся чекой от гранаты. Это был сувенир, который вез из Ирака японский корреспондент. Сам он получил тяжелые ранения. Так что при входе в гостиницу «Синдбад» меня тщательно обыскивают курдские охранники. Правильно делают.
Елена СУПОНИНА, Багдад