Время новостей
     N°80, 06 мая 2003 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  06.05.2003
Минтранс придумал консорциум «Север-Юг»
Коридор в России пробьют немцы и персы
Идею консорциума по развитию международного транспортного коридора «Север-Юг» привезла из Тегерана делегация российского Минтранса.

29 апреля в иранской столице прошло второе ежегодное заседание координационного комитета стран -- участниц межправительственного соглашения о транспортном коридоре «Север-Юг», подписанного в прошлом году Ираном, Индией и Россией. Соглашение призвано стимулировать увеличение объемов грузовых перевозок, прежде всего контейнерных, между Европой и Азией по территории государств-партнеров.

Как сообщил вчера заместитель министра транспорта России Ченгиз Измайлов, в Тегеране российская делегация предложила сформировать консорциум транспортных компаний и грузовладельцев для привлечения на коммерческой основе инвестиций в развитие коридора. Он возглавлял российскую межведомственную делегацию на тегеранском заседании координационного совета.

Измайлов уточнил, что идея находится пока в сыром состоянии. Расчеты экономической эффективности проекта, которые Россия пообещала представить потенциальным инвесторам, еще только делаются.

Однако, по мнению Измайлова, проект может заинтересовать крупных грузоотправителей в Германии (где начинается коридор «Север-Юг»), Индии и Иране. От России в нем, как считает замминистра, могли бы участвовать, например, портовые компании Санкт-Петербурга.

Привлечение коммерческих кредитов, как надеется Измайлов, может подтолкнуть осуществление проектов развития транспортной инфраструктуры, которые не удается реализовать за казенный счет. Среди таких проектов он отметил железнодорожную ветку Оля--Яндыки. Развивающийся порт Оля на российском побережье Каспийского моря отстоит от ближайшей узловой станции Приволжской железной дороги на 52 км. Строительство железнодорожной ветки до порта, по словам, Измайлова, оценивается в 40 млн долл. Проект, разработанный совместно Минтрансом, Министерством путей сообщения и администрацией Астраханской области, предусматривал завершение этого строительства к 2003 году, однако необходимых средств ведомства изыскать не смогли.

Несмотря на отсутствие ключевой железнодорожной перемычки, объем перевозок по коридору «Север-Юг» растет. По словам Измайлова, в 2001 году через российские порты на Каспийском море прошло 5,4 млн тонн грузов, а в прошлом году уже 7 млн тонн. На тегеранском заседании координационного совета в качестве специально приглашенных впервые присутствовали делегации Казахстана и Белоруссии. Эти две страны завершают юридические процедуры по присоединению к соглашению о коридоре «Север-Юг». Следующими в очереди на присоединение стоят Оман и Таджикистан. Ноты о принципиальном желании участвовать в соглашении направили Сирия, Армения, Азербайджан и Болгария.

Михаил КУКУШКИН