|
|
N°80, 06 мая 2003 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Экстремал Валерий Гергиев
Исполнители «Бориса Годунова» на Соборной площади были мужественны
Представление оперы Мусоргского «Борис Годунов» в рамках Пасхального фестиваля, прошедшее поздним вечером в воскресенье под проливным дождем на Соборной площади Московского Кремля с участием Валерия Гергиева и Мариинского театра, не знает себе равных по экстремальности. Хотя сначала предполагалось, что запомнится оно не этим. Художественный руководитель фестиваля дирижер Валерий Гергиев, только что отпраздновавший 50-летний юбилей, намеревался предъявить Москве неординарный, далекий от привычного сувенирного глянца и вместе с тем эффектно декорированный и исполненный образец уличного оперного представления. Для этого к работе над первой авторской редакцией хрестоматийной русской оперы, которую с прошлого сезона играют в Мариинке, были привлечены модный театральный режиссер Андрей Могучий и соавтор версии Большого театра в Пушкинских Горах Михаил Панджавидзе. На Соборной площади, где происходит одно из действий оперы, были сооружены изобретательные декорации и экраны для специально смонтированного видеоряда, а публике было предложено занимать места у Благовещенского собора. Все должно было начаться в 20.30. В восемь вечера публика, не вполне уверенная, что спектакль не отменят, мокла внутри и снаружи Кремля. Валерий Гергиев упорствовал в своем желании играть «Бориса» при любой погоде. К девяти всю публику, которой, к удивлению многих, набралось примерно столько, сколько и ожидалось, -- больше тысячи человек -- запустили на площадь и начали раздавать солдатские одеяла. Сотрудники фестиваля уговаривали использовать одно одеяло на двоих. Аудитория упорно куталась поодиночке. В полдесятого со зрительских рядов начали доноситься оперные арии и «Выходила на берег Катюша». Никто не хотел умирать. Все хотели весело дождаться оперы. Без пятнадцати мокрые наклонные плоскости декораций начали посыпать песком, чтобы обойтись без жертв среди исполнителей. Без десяти автобусами подвезли хор и солистов. На Соборную площадь вышли духовики и ударники.
И вот появился сам маэстро Гергиев в кожаном плаще и кепке. Зазвучала музыка, и стало ясно, что играть оперу будут треть оркестра и два припрятанных рояля, -- никакой героизм не может заставить струнные инструменты звучать под дождем. За два с половиной часа без антракта, во время которых не все успели заметить эффектный выход Бориса из ворот Успенского собора и деликатный звон колоколов Ивана Великого, не все различили смысл видеоряда и не всем и не все было одинаково хорошо слышно, санкт-петербургский экстремал доказал свое мастерство, всемогущество и даже способность соперничать с природой. На Соборной площади царила атмосфера коллективной бодрости и дружественности. Так что самый амбициозный проект Пасхального фестиваля -- новый московский «Борис» от питерских производителей -- обязательно запомнится как минимум своей героической и теплой атмосферой.
Юлия БЕДЕРОВА