|
|
N°170, 20 ноября 2000 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Борис Гребенщиков: "С моим восприятием все в порядке"
Борис Гребенщиков посетил столицу по случаю выхода «Территории» -- нового альбома группы «Аквариум». В этот сборник (сам БГ называет его «атласом по «Аквариуму») помимо безусловно классических вещей вроде «Рок-н-ролл мертв», «212-85-06» и «Последнего поворота» вошли четыре ни разу не издававшиеся прежде композиции. Одну из них -- «Та, которую я люблю» -- можно будет услышать в новом фильме Сергея Соловьева «Нежный возраст». Имя Гребенщикова вообще тесно связано с кинематографом -- его песни звучали в фильмах Динары Асановой, Алексея Учителя, Сергея Дебижева, того же Соловьева. Но и без того всем, кто внимательно слушал «Аквариум», было понятно, что кино Борис Борисович любит. О важнейшем из искусств он и беседует со Станиславом Ф. РОСТОЦКИМ.
-- В ваших песнях всегда можно было обнаружить множество конкретных образов, связанных с кинематографом. Когда вы упоминаете Клинта Иствуда или Брюса Ли -- все более-менее понятно. Но откуда в песне «Капитан Воронин» взялся Егор Трубников?
-- Не знаю. Это просто фамилия, которая пришла мне в голову.
-- Но так звали героя Михаила Ульянова в фильме «Председатель».
-- Серьезно? Ну тогда это уже шутки подсознания.
-- Возвращаясь к Иствуду и Ли: если бы вам предложили на выбор посмотреть вестерн или фильм о кунг-фу, что бы вы предпочли?
-- Скорее всего, фильм о кунг-фу, потому что вестерны за редким исключением все-таки очень однообразны. Требуется великий представитель жанра, чтобы вестерн был на самом деле интересен.
-- А среди фильмов о кунг-фу у вас есть какие-то предпочтения?
-- То, на чем я вырос. Во-первых, фильмы того же Брюса Ли, старые картины Джеки Чана вроде «Пьяного мастера». Я бы еще назвал -- хотя это не совсем кунг-фу -- старые самурайские фильмы Куросавы, они сильно на меня действуют. И выжимка из японского сериала «Одинокий волк» -- то, что у нас известно под названием «Убийца Сегуна». Кроме того, ряд китайских фильмов -- названия запомнить трудно, в разных переводах они все время меняются.
-- И кино подобного рода является для вас творческим стимулом и источником вдохновения?
-- Конечно. Мы на этой почве отчасти и с Витькой Цоем сошлись когда-то, потому что оба очень любили Брюса Ли.
-- «Вот так и вся наша жизнь -- то СЕКАМ, а то ПАЛ». Вы можете вспомнить, когда вы в первый раз в жизни посмотрели видео?
-- Саша Липницкий, бас-гитарист «Звуков Му» и старый наш друг, был в свое время настолько любезен, что ради нас где-то доставал видеомагнитофон, когда «Аквариум» приезжал в Москву -- году в 81--82-м. И тратил огромное количество энергии, чтобы достать какие-то фильмы и нам показать. Фильм с Брюсом Ли «Входит Дракон» как раз был одним из первых. Потом я помню, он как-то устроил на мой день рождения просмотр фильма «Вудсток», что по тем временам для меня было, конечно, фантастикой. Битловские фильмы я посмотрел значительно позже. Но мне повезло с «Желтой подводной лодкой» -- я еще при советском строе посмотрел ее на большом экране. В Таллине был фестиваль мультипликационных фильмов, и я прочитал в газете «Известия», что там будет «Лодка». И, по-моему, мы были единственными среди населения России, кто среагировал на эту публикацию. В зале было три четверти не очень-то заинтересованных людей, обычных таллинцев -- и мы, четверо сумасшедших, прибежавших из Петербурга чуть ли не пешком. И мы посмотрели ее четыре раза -- три сеанса в первый день и еще один на следующий. Это было впечатление магическое, и оно сохранилось у меня до сих пор. Я к этому фильму отношусь как к особой драгоценности.
-- Андрей Макаревич как-то говорил, что после окончания первого просмотра «Желтой подводной лодки» у него возникло ощущение, что из нормального цветного мира его засунули в черно-белый телевизор.
-- У меня подобное отношение к окружающей действительности было очень давно. «Лодка» лишь подтвердила, что с моим восприятием все в порядке. Весь остальной мир гораздо более цветной.
-- Что происходит сейчас с вашим кинообразованием? Вы часто ходите в кино?
-- В кино я хожу редко, поскольку для меня абсолютно нестерпим дубляж в наших кинотеатрах. А советские и постсоветские фильмы я смотреть как не мог, так и не могу. К своему стыду ничего не могу с собой поделать.
-- Даже Германа?
-- Я у Германа видел когда-то «Проверку на дорогах», она произвела на меня очень хорошее впечатление, но других его фильмов я не видел. И пока не могу найти в себе силы, чтобы их посмотреть. А когда я на Западе, я пользуюсь любой возможностью, чтобы пойти посмотреть недублированное кино на нормальном экране с нормальным звуком и нормальным цветом. Во время последней поездки в Германию очень хотелось увидеть новый фильм братьев Коэнов -- я к ним очень хорошо отношусь, особенно после «Большого Лебовского», но ни в одном городе я не попадал на англоязычную копию, а на немецком их смотреть еще сложнее. Вот так кинообразование и проходит -- Коэны, Джармуш, Кустурица. Есть еще любимый киноперсонаж всех времен и народов -- Джеймс Бонд в исполнении Шона Коннори.
-- И какой ваш любимый фильм о Джеймсе Бонде?
-- Очень сложно выбирать, потому что все бондовские фильмы с Коннори я смотрел столько раз, что они у меня все смешались в один. Потом я уже по инерции и Роджера Мура полюбил.
-- А на Тимоти Далтоне остановились?
-- Обломался. Особенно на «Лицензии на убийство» -- единственный фильм из всего сериала, которого у меня нет. Я его просто не вынес.
-- Если уж вы сами затронули эту тему, то расскажите о вашей видеотеке. Что там можно найти?
-- Долго перечислять... Там стоит весь ранний Бонд, стоит половина видеоантологии «Битлз», всякие музыкальные программы: «Роллинг стоунз», Том Уэйтс -- в общем, привычный набор. Некоторые серии «Смертельного оружия», достаточно много всего с Брюсом Уиллисом. Много, естественно, японских фильмов, кунг-фушных. И огромное количество просто боевиков, более-менее приличных. Потом -- весь Джармуш, весь Альмодовар. Диснеевские мультфильмы, это для детей. И «Монти Пайтон». Много кассет с фантастикой, типа «Большого переполоха в Маленьком Китае». Я невероятно люблю фантастические фильмы.
-- Кстати, ждете ли вы чего-нибудь от нового фильма по мотивам «Властелина колец» Толкиена?
-- С тех пор как я узнал, что Шона Коннори там не будет...
-- Зато там будет Кристофер Ли.
-- Да? Ну все равно. Я очень надеялся, что Коннори там сыграет, и когда стало ясно, что этого не случится, -- энтузиазма поубавилось.
-- То есть ждете без всякого внутреннего трепета?
-- Абсолютно. Трепет у меня вызвала книга. Никакие экранизации никогда и рядом лежать не будут.
-- Вы плотно общались и в той или иной степени продолжаете до сих пор общаться с митьками. Удалось ли за эти годы привить вам широко распространенный в митьковской среде культ фильмов «Адъютант его превосходительства» и «Место встречи изменить нельзя»?
-- Нет. Я не знаю их наизусть. И всегда воспринимал это как перегиб.
Беседовал Станислав Ф. Ростоцкий