|
|
N°80, 06 мая 2003 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
«Вы должны нам компенсировать то, что здесь наделал Примаков»
Лидер иракского движения «Национальное согласие» Айад АЛЛЯВИ входит в пятерку лиц, обсуждающих с американцами и между собой состав будущего правительства Ирака. Каждый из этих пяти имеет шанс получить в нем министерский портфель, что неизбежно повлияет на то, каким станет будущий Ирак и его отношения с внешним миром. О перспективах развития отношений с Россией с г-ном Алляви в Багдаде беседовала обозреватель газеты «Время новостей» Елена СУПОНИНА.
-- Как вы оцениваете позицию России в отношении Ирака?
-- Позиция России не очень хороша, но и не так ужасна, как позиция Франции. Заявления Москвы были не столь резки, как заявления Парижа. Просаддамовскую ось возглавила не Россия, а Франция. Россия пыталась найти точки соприкосновения с США и Великобританией, идя на закулисные сделки. Несколько российских компаний заранее обсудили с американцами возможности продолжения работы в Ираке. Там, где Россия ограничивалась общими словами, Франция оказывала конкретную помощь Саддаму, включая консультации в военной области. Мы это знаем из найденных в Багдаде документов и из показаний арестованных лидеров партии Баас. Самые различные силы в Ираке склоняются к идее не устанавливать дипотношения с Францией и держать закрытым ее посольство, по крайней мере до тех пор, пока в Париже не сменится правительство. Как только уйдет Ширак, можно будет поднять вопрос об открытии посольства.
-- Посольство Германии тоже будет закрыто?
-- От Берлина мы требуем извинений. Это германские компании в свое время снабдили режим компонентами для оружия массового поражения. Саддам применил его против собственного народа, против курдов например, как это было в середине 80-х. За это немцы должны не только извиниться, но и выплатить компенсацию.
-- Это вам американцы рекомендовали занять такую суровую позицию?
-- При чем тут американцы? Спросите любого иракского лидера -- все осуждают Ширака. Французский народ ни при чем. Мы его уважаем, это цивилизованный народ.
-- Американцы во время войны обвинили российские компании в незаконных поставках оружия Ираку. Это скажется на ваших отношениях с Москвой?
-- У нас нет данных о том, что Россия оказывала Саддаму какую-либо помощь в военной области в период действия международных санкций против Ирака. Вот бывшая Югославия успела кое-чем помочь Саддаму. Много данных у нас и по Белоруссии, и лучше бы белорусам самим предоставить данные о том, что они поставляли Ираку. Документы на этот счет у нас есть, мы в любом случае поднимем этот вопрос в Совбезе ООН и потребуем наказания тех белорусских чиновников, которые участвовали в нарушении санкций.
-- Значит, посольство Белоруссии в Ираке тоже не будет работать?
-- Это зависит от того, кто будет в Белоруссии у власти. При нынешнем правительстве посольство этой страны в Багдаде едва ли будет открыто. Белорусское правительство и правительство Ширака -- только с этими двумя правительствами у нас серьезные проблемы. С Югославией, как вы знаете, покончено -- ее правителя теперь судят в Гааге Международным судом. Вообще мы будем строить хорошие отношения с теми странами, которые нам помогли освободить Ирак. С другими отношения будут хуже, но для разнообразия мы будем сотрудничать со всеми, за исключением все тех же Франции и Белоруссии. Мы возлагаем на них ответственность за то, что Саддам вовремя не сложил полномочия. Что касается России, то ее посольство может продолжить работу в Багдаде.
-- Какой будет роль ООН в иракском будущем?
-- ООН полностью провалила решение иракской проблемы. И до войны и после она не смогла заняться даже простейшими вопросами. Гуманитарная помощь, и та не была предоставлена должным образом. Мы не думаем, что роль ООН будет значительной. У нас есть вопросы и по другим организациям. Лига арабских государств, например, пыталась защитить Саддама. Мы требуем сместить генсека лиги египтянина Амру Муса. Он сыграл очень плохую роль. Да и вообще пора заняться обновлением этой арабской организации.
-- Каков объем внешнего долга Ирака?
-- Смотря как считать -- с процентами или без, учитывать ли ту помощь от ряда соседних стран, которую Багдад считал безвозмездной. Если по максимуму, то больше двухсот миллиардов долларов. Но мы надеемся на понимание наших братьев, в том же Кувейте например.
-- Сколько, по вашим данным, должен Ирак России?
-- Примерно 12 миллиардов долларов.
-- И сколько Москва получит из них обратно?
-- Один-два доллара. Шутка. Мы, то есть новое правительство Ирака, будем вести переговоры на этот счет. Есть некоторые суммы, которые мы можем признать законными долгами. Но часть сделок между Москвой и Саддамом мы законными не признаем. Они связаны с воровством и коррупцией, и мы не будем оплачивать эти подозрительные сделки между Саддамом и некоторыми русскими чиновниками за счет богатств иракского народа. Воровство имело место не только с иракской стороны. У нас есть данные, и мы передадим их правительству России. Мы уважаем российский народ и считаем его дружественным, но ряд лиц сильно навредили иракскому народу -- тот же Примаков. Он еще с 70-х годов, как только познакомился с Саддамом в качестве корреспондента газеты «Правда» и работника КГБ, защищал его, в том числе исходя из личной выгоды. У нас есть почти полная уверенность, что Примаков получал за это определенные суммы от Саддама. Мы изучаем документы на этот счет и готовимся их обнародовать -- как по Примакову, так и по другим, и не только в России. Но несмотря на то, что в России есть такие типы, как Примаков и ему подобные, мы будем сотрудничать с вашей страной и с вашим народом. Хотя Примаков сильно навредил перспективам этого сотрудничества и интересам обоих народов.
-- Вы признаете контракты, заключенные российскими компаниями с правительством Саддама?
-- Какие контракты? Все это кончено! То, что было подписано во времена Саддама, теперь не имеет никакой силы. Мы предупреждали русских, что не надо заключать контракты с правительством Саддама.
-- Вы компенсируете потери российских компаний?
-- Мы компенсируем вам?! Это вы должны нам компенсировать то, что здесь наделал Примаков. Давайте-ка лучше помогите нам восстановить страну.
Елена СУПОНИНА