|
|
N°79, 05 мая 2003 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Несвоевременные итоги «Мастерской Арт-Москвы»
Завтра будет объявлен победитель конкурса проектов современного искусства в рамках программы «Мастерская Арт-Москвы». Напомним, что эта программа является концептуальным дополнением традиционной весенней ярмарки Contemporary Art «Арт-Москва». «Мастерская Арт-Москвы» -- некоммерческая выставка, знакомящая нас с новейшими know-how российского искусства. Каждый участвующий в ней художник является и куратором своего проекта, то есть в течение недели делает в зале ЦДХ то, во что горазд. И никакой конъюнктуре (рыночной, галерейной, музейной) не подвластен. В этом году впервые на «Мастерскую» попали работы, отобранные жюри вне зависимости от личности автора и от того, выставлялся ли он когда-либо на «Арт-Москве» раньше. Из 93 присланных заявок с описаниями и иллюстрациями жюри оставило 30, а завтра из тридцати будет выбран один опус, автору которого вручат денежную премию 5000 евро и предоставят возможность организовать персональную выставку в рамках «Арт-Москвы» следующего года. Жюри состоит из пяти известных арткритиков, их парадом командует Екатерина Деготь. Решения жюри принимаются тайным голосованием.
Благодаря жестким правилам игры «Мастерская Арт-Москвы» нынешнего года высветила сильные и слабые стороны «криэйтеров» выставки, а в их лице и всей актуальной российской арткритики. Первое. На «Мастерскую» отобрано много претенциозной социалки, а качественно «сделанных» работ мало (приятные исключения: опусы Айдан Салаховой, Ольги Чернышовой, Аристарха Чернышова). Оно и понятно, ведь наша актуальная арткритика в своих книжицах и статеечках растащила на цитаты Бориса Гройса, но индифферентна к классической эстетике, психологии восприятия, да и самой истории искусства. Второе. «Актуальная арткритика» очень дорожит либеральными ценностями, но притом фрондирует своими левацкими взглядами. И получается, что лучшее пространство арткоммуникации для нее -- это что-то вроде ватерклозетного граффити: синоним полной свободы самовыражения коллективной «гопоты» пролетарского происхождения, затаившей черную злобу на образ мыслей и нормы языка «рафинированных» (верующих там всяких или апологетов буржуазного миропорядка). Означенной злобой, как и любой агрессивной пошлостью, продвинутые арткритики неплохо приторговывают и, роясь в грязном белье марксистско-ленинского подсознания, зарабатывают себе в актив дивиденды. Вот и сейчас выставили за черной «трусливой» занавесочкой оскорбляющие чувства не только верующего, но и любого вменяемого человека плакатики богомерзкого содержания и ждут провокации, чтобы новую жертву «православного фундаментализма» канонизировать. Хорошо, ребята, устроились. Только посягательство на свободу может быть и в отношении зрителя. Причем на свободу именно личную. Замечательно об этом сказал Константин Звездочетов: «Их («ватерклозетных» иконоборцев) можно уподобить тем, кто при тебе портреты твоих близких и родных сжигает».
Когда на щит поднимается воинствующая пошлость, реальным становится дефиле fashion-фашизма. И право, доверие к конкурсу, как и к жюри, сводится к нулю. Поэтому в пику ему выбираю своего фаворита «Мастерской Арт-Москвы». Им стала группа Escape с программой «Квартет». В черной комнате четыре кресла. Входит квартет зрителей. На экране показывают запись концерта. Играет квартет солистов: две скрипки, альт и виолончель. Звучит музыка квартета Шостаковича. А на экране -- немые движения музыки квартета Бетховена. Пластический зазор между «слышимым и кажимым» проинтонирован феноменально. Порхающие и замирающие в воздухе смычки музыкантов -- это те самые складки, сквозь которые у Лейбница--Делеза скользит свет смысла во тьме бессмыслия. Чтобы его обнаружить, от сидящего в кресле зрителя и слушателя требуется сочувствие, то есть чуткость. Старомодное по нынешним временам понятие.
P.S. Поскольку наш фаворит -- нонспектакулярное (невидимое) искусство группы Escape, иллюстрация не предусматривается.
Сергей ХАЧАТУРОВ