|
|
N°170, 20 ноября 2000 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Удачное начало полдела откачало
Открытие МОФЕСТ доказало, что фестиваль пущен на самотек
Московский фест открылся конфузом. Торжественная церемония в концертном зале «Россия» не собрала ни ожидаемых VIPов, ни просто достаточного количества публики -- администраторы заманивали в партер обладателей пригласительных билетов в бельэтаж. А на показанный сразу после открытия фильм «Безумный Сесил В.», как оказалось, не было куплено ни одного билета. Смешно, но сюжет фильма про бунт против голливудского кино начинается как раз с того, что владелица арт-хаусного кинотеатра обнаруживает полное отсутствие публики на картине Фасбиндера: «Это все мультиплексы виноваты», -- заключает она и берется за оружие.
Мультиплексы, американское кино, реформы, демократы -- все эти виновники развала великой России и ее не менее великого кино были названы Станиславом Говорухиным, вышедшим под веселенький цирковой марш на сцену «России». Знаменитый режиссер сообщил, что кино изобрели в ХХ веке, что везде оно выжило, в Америке даже стало прибыльным, а вот в России, которая только и держится что на «духовном хребте», его погубили. Другие немногочисленные выступающие тоже ловко отодвигали в сторону неприятную действительность и манипулировали воображаемой реальностью. Ведущий церемонии Всеволод Шиловский заставил зажечь общий свет и приветствовать поднявшихся мастеров кино, коих представлял одинокий растерянно раскланивающийся Евгений Стеблов.
Происходящее напоминало самодеятельность в сельском клубе, где организаторы наивно пытаются подражать увиденному по телевизору: красотки с барабанами, Николай Носков с религиозным пылом, Владимир Ресин с посланием от мэра, в котором тот письменно объявил фестиваль открытым, Шиловский с директором МОФЕСТа, в подражание Янковскому с Рудинштейном бьющие на счастье тарелку.
Представили и новое российское кино. В соответствии с новой традицией кино на открытии должно быть историческим. Историю эпохи дворцовых переворотов рассказала Светлана Дружинина, самоотверженно снимавшая шесть фильмов в течение шести лет. На экране во второй части проекта -- «Завещание императрицы» -- бледная, но хорошенькая Наталья Егорова в роли Екатерины I подвергалась домогательствам краснорожего Александра Меншикова (Сергей Шакуров). Время проект не пощадило -- теперь даже сериалы делают более энергичными и захватывающими. Хотя уважение энтузиазм Светланы Дружиной вызывает: режиссер уверена, что перипетии русской истории не менее привлекательны, чем тайны французского двора, а наши цари и царедворцы не менее авантажны, чем королева Марго. В этом-то и беда -- плюнь авторы на реальные события, да сочини что-нибудь этакое вместо нудной возни с престолонаследием, мотивов которой все равно никто не объясняет, может, и вышла бы лихая, забавная история. Но создателями движет пафос первооткрывателей, и они не так уж не правы -- попробуйте сами перечислить в правильном порядке российских царей.
А вот то, что главная наша беда -- неумение предвидеть результат своих поступков, МОФЕСТ демонстрирует очень даже явно. Возможно, его устроители поверили словам социологов о том, что люди готовы идти в кино. Но хорошо бы себе представлять, кто эти люди, зачем им в кино, какое кино они хотят увидеть. Это при социализме «культурой» посылали управлять "кто хребтом послабее". Сегодня любое «культурное» мероприятие -- это работа, которой должны заниматься обученные люди.
Если же новый фестиваль затеян с единственной задачей -- проверить, не оголодал ли народ по кино, не пора ли поискать удачи в освоении кинотеатров, пока их не захапала рука Америки, то ответ очевиден. Давно пора. Но делать это надо умеючи.
Алена СОЛНЦЕВА