|
|
N°79, 05 мая 2003 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Америка мирится с Европой на почве торговли
Официальный Вашингтон опроверг прогнозы скептиков о том, что он намерен «примерно наказать» немцев и французов за их антивоенную позицию. На минувшей неделе состоялся первый с начала войны в Ираке контакт между высокопоставленными представителями США, Франции и Германии. Правда, в Америке решили создать почву для взаимодействия со «старой» Европой не на политическом поле, а в сфере экономики. «Контактером» с американской стороны выступил торговый представитель США Роберт Зеллик, совершивший визиты в Париж и Берлин.
Зеллик не встречался ни с Жаком Шираком, ни с Герхардом Шредером. С одной стороны, это естественно: как у любого, пусть и наделенного широчайшими полномочиями, чиновника, у Зеллика свой уровень переговоров. Но, с другой стороны, в нынешней ситуации программа визита формировалась безусловно исходя из политических соображений. И список переговорщиков дает обильную пищу для размышлений об оценке отношения Вашингтона к Парижу и Берлину. Так, по официальной информации, во французской столице г-н Зеллик успел встретиться с представителями национальных деловых кругов, а также комиссаром ЕС по торговле Паскалем Лами. Список немецких визави куда боле представительный: это шеф ведомства федерального канцлера (проще говоря, глава администрации Герхарда Шредера) Франк Вальтер Штайнмайер, а также федеральные министры экономики Вольфганг Клемент и защиты потребителей (так после эпидемии коровьего бешенства стали называть министерство сельского хозяйства) Рената Кюнаст. Частный бизнес представлял исполнительный директор Федерального союза немецкой индустрии Лудольф фон Вартенберг.
Завершая свой визит, Боб Зеллик дал в Берлине пресс-конференцию и первым делом обратился к ностальгическим чувствам немцев. «Сегодня мы испытываем боль и разочарование, но в сложной ситуации всегда хочется положиться на своих друзей, -- сказал он. -- И мы, американцы, были с вами, когда нужно было объединять Германию». У Зеллика право на такие параллели имеется, ведь в те месяцы, когда решалось, быть или не быть германскому единству, он представлял США на переговорах «2+4».
Однако следующая параллель американца уже не могла не показаться немцам обидной. Стремление Берлина и Парижа к военно-политическому сепаратизму в виде создания недавно в Брюсселе «оборонной четверки» Германии, Франции, Бельгии и Люксембурга и другие попытки противопоставить Европу Америке являются, сказал Зеллик, «возвратом к концепциям XIX века».
Политическая риторика вокруг американско-европейской ссоры, впрочем, была лишь фоном для главного, с чем приехал Зеллик, -- попытки консолидации США и Европы в преддверии очередного раунда переговоров ВТО. Процесс дальнейшей либерализации мировой торговли, заявил Зеллик, а также стремление к росту мировой экономики являются надежным звеном, связывающим США и Европу. И это не просто красивая мысль: ежегодный объем торгового оборота между Америкой и ЕС достиг 1,5 трлн долларов. Взаимная торговля обеспечивает по обе стороны Атлантики по 4 млн рабочих мест. Поэтому, считает Зеллик, никакие угрозы взаимных бойкотов или санкций не следует воспринимать буквально и слишком серьезно.
На деле же Белый Дом серьезно озабочен тем, что следующая встреча ВТО может потерпеть провал из-за отсутствия договоренностей по проблеме госсубсидирования аграрного сектора в рамках ЕС. Роберт Зеллик, правда, признал, что и американцы «грешат» тем же, хотя и выдают своим фермерам гораздо меньше не заработанных ими денег, чем это делают европейцы по отношению к своим крестьянам. «Мы урежем наши дотации, если их урежет у себя Европа», -- пообещал Зеллик. Такой подход, сказал он, будет стимулировать общее снижение торговых барьеров для промышленных товаров и услуг. При этом он не преминул надавить на больную мозоль немцев, страдающих от хронической безработицы: «Одно лишь сокращение таможенных пошлин в этой сфере (в аграрном секторе. -- Ред.) позволит создать только в Германии дополнительно 55 тыс. рабочих мест».
Никакой официальной реакции немецких чиновников на визит представителя США не последовало.
Юрий ШПАКОВ, Берлин