|
|
N°79, 05 мая 2003 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Музыкальная пытка
Скачивание бесплатных аудиофайлов будет занимать долгие часы
Американские звукозаписывающие компании решили бороться с компьютерным пиратством в Интернете хакерскими методами. По данным газеты The New York Times, корпорации намерены превратить загрузку нелегальной музыки в пытку для пользователя. Например, антипиратская программа должна отследить попытку скачивания пиратского файла и либо пресечь ее, либо сильно замедлить процесс. В последнем случае загрузка даже небольшого музыкального фрагмента может длиться несколько десятков минут или даже несколько часов. Видимо, предполагается, что у среднестатистического пользователя лопнет терпение и он прервет скачивание. Другой теоретически возможный способ довести пирата до белого каления -- подсовывание фальшивок. Для этого на сервере файлообменной сети размещается множество поддельных музыкальных файлов. В результате любители бесплатной попсы вместо «Тату» или Бритни Спирс получают кучу абсолютно бесполезных мегабайтов. Еще один обсуждавшийся способ борьбы с пиратством рекорд-лейблы явно позаимствовали у порнографических сайтов: те обычно в рекламе обещают абсолютно бесплатную «клубничку», но при заходе на сайт первым делом требуют денег. Борцы с пиратством намерены перехватывать попытки сгрузить бесплатные файлы и направлять любителя халявы на сайты, где музыку продают.
Пока, правда, все эти ужасы находятся лишь в стадии проектирования, а сами монстры звукозаписывающей индустрии на тему грядущей интернет-войны с пиратами предпочитаются не высказываться. В принципе создать подобные программы, которые сделают жизнь пирата совершенно невыносимой, не так уж и сложно -- нужно всего лишь позаимствовать у хакеров пару-тройку давно наработанных технологий. Причем в этом случае даже отступные за копирайт платить не придется, поскольку технологии интернет-жульничества патентами явно не защищены. Но гораздо опаснее то, что новые методы борьбы с пиратами, мягко говоря, не в ладах с нынешним законодательством США. Ну сами посудите: сделали вы программу, замедляющую скачивание файла, а на вас немедленно подали в суд, поскольку, дескать, это есть типичное нарушение права на получение информации, а также вторжение в личную жизнь, граничащее со шпионажем и предательством идеалов демократии. И вами немедленно начинает заниматься, с одной стороны, ФБР, а с другой -- ушлые адвокаты пострадавших пиратов, почуявшие богатенького ответчика. И с учетом всеобщей любви американского народа судиться по любому поводу вы на одних судебных издержках потеряете весьма солидную сумму.
Готовность монстров звукозаписывающей индустрии к таким полулегальным методам борьбы с пиратами, похоже, стала результатом полного бессилия нынешнего законодательства хоть как-то регулировать Интернет. До сих пор все попытки пресечь на корню нелегальное копирование музыкальных файлов бесславно проваливались. Не помогли ни пропаганда «легального образа жизни», ни громкие процессы против файлообменных сетей, ни попытки наказать тех, кто скачивал пиратскую музыку. Пару лет назад показалось, что ведущим рекорд-лейблам удалось одержать серьезную победу: суд прикрыл файлообменную сеть Napster, через которую проходили тысячи нелегальных звукозаписей. Однако эта победа оказалось пирровой: на место разгромленной основной вражеской группировки пришли десятки «партизанских отрядов». Причем чем дальше в сеть, тем эти партизаны толще, хитрее и защищеннее.
Совсем недавно новые иски против наследников Napster -- сетей Grokster и Morpheus -- полностью провалились, поскольку суды не нашли в их деятельности признаков нарушения авторских прав. Звукозаписывающим компаниям в их борьбе пока не могут помочь ни миллиарды долларов, ни лучшие юристы, ни поддержка властей на всех уровнях: интернетовская свобода процветает, меломаны качают бесплатную музыку, а рекорд-лейблы продолжают ежегодно терять миллиарды долларов. Впрочем, об угрозе разорения гигантов вроде EMI, Warner Music Group или Sony Music Entertainment пока даже заикаться не стоит: при всем пресловутом «разгуле нелегального копирования» корпорации шоу-бизнеса все равно зарабатывают на порядок больше того, что они теряют из-за бесплатного распространения их музыки в Интернете.
Владимир ДЗАГУТО