|
|
N°170, 20 ноября 2000 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Госбанкам предложено стать частными
Но неизвестно, хочет ли этого правительство
Законодательных предложений по реформе банковской системы становится все больше. До сих пор неясна судьба так называемого пакета МВФ. Не стихают дебаты вокруг поправок к закону о ЦБ. Недавно были внесены поправки в закон о банкротстве кредитных организаций. А в начале этой недели, как пообещал в пятницу зампред думского комитета по кредитным организациям Мартин Шаккум, в парламент поступит еще один радикальный законопроект -- новая глава закона о банках и банковской деятельности, касающаяся участия государства в капиталах кредитных организаций.
Основная идея этих поправок, по словам ее автора, состоит в том, чтобы отделить государственные капиталы от частных. Рыночные функции должны выполнять универсальные коммерческие банки, находящиеся в частных руках. Отсюда вытекает идея приватизации нынешних универсальных госбанков --Внешторгбанка и Сбербанка.
А вот нерыночные функции, такие, как обслуживание северного завоза, бюджета развития или дотаций сельскому хозяйству, должны быть целиком сосредоточены в специализированных государственных банках с ограниченной банковской лицензией.
По логике авторов проекта, половинчатости быть не должно -- либо банк на 100% государственный (федеральное правительство участвует в его капитале), либо он частный, и никаких госденег в нем нет. Сейчас уже существуют три банка, которые полностью принадлежат государству --Россельхозбанк, Российский банк развития и Российский экспортно-импортный банк (в последнем госпакет равен 98%, но его легко довести и до 100%). А вот частных банков с госучастием, по информации Мартина Шаккума, 467. Поправки в закон о банках содержат требование ликвидировать в течение года государственное участие в банках, не исполняющих вышеуказанные специальные функции.
Естественно, такие предложения не понравятся многим, как чиновникам, так и банкам, которые живут за счет распределения средств по всевозможным государственным программам. Так что легкой судьбы у поправок не будет. Впрочем, Мартин Шаккум считает, что власти поддержат этот законопроект. «Фактически мы приглашаем правительство к диалогу о наведении порядка в области расходования государственных средств и надеемся на его поддержку», -- заметил он.
Однако оптимизм г-на Шаккума кажется несколько преувеличенным. Во-первых, далеко не факт, что все в правительстве заинтересованы в наведении порядка. А во-вторых, правительство довольно странно ведет себя, когда все банковские законопроекты проходят через Думу. Создается впечатление, что все эти документы не слишком интересны для него. Если не удается быстро протолкнуть нужное решение, то про закон просто забывают. Как это случилось с так называемым пакетом МВФ, который уже несколько месяцев лежит без движения именно потому, что правительство не проявляет никакой активности.
Николай КУЗНЕЦОВ