|
|
N°170, 20 ноября 2000 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Вместо ОМОНа придут комиссары
Они поставят под контроль государства советы директоров портов Юга России
В аппарате полномочного представителя президента в Южном федеральном округе Виктора Казанцева разработаны первоочередные меры по наведению порядка в южнороссийских портах. Предложения направлены в администрацию президента, премьеру Касьянову, руководителям Минимущества и Минтранса.
По словам заместителя полпреда по экономике и финансам Виктора Крохмаля, ежегодно бюджет теряет из-за неуплаты налогов и сборов в южнороссийских портах 400 млн долларов. Кроме того, Россия почти утратила свой нефтеналивной флот (ушедший под другие флаги) и контроль над лоцманскими службами.
Виктор Крохмаль заметил, что государство уже пыталось навести порядок в Новороссийском и Туапсинском портах, через которые проходит львиная доля российских морских грузов. Но примененные тогда силовые методы, в осуществлении которых принимали участие спецподразделения МВД, оказались неэффективны. Было возбуждено несколько уголовных дел, где в качестве обвиняемых фигурировали свыше 70 человек, однако ни одно из них так и не дошло до суда. Поэтому сейчас аппарат полпреда намерен предложить экономические и административные методы решения проблемы.
В частности, итогом выборов в советы директоров, которые пройдут во всех портах, должно стать усиление позиций государства. В советах директоров обязательно появятся так называемые комиссары полпреда. Задача-максимум предусматривает получение большинства в советах для представителей государства. Для осуществления этих планов Виктор Казанцев предлагает укрупнить госпакеты ряда портов через выкуп акций, чтобы доля государства выросла до 51% или даже до 75%. Кроме того, полпред предлагает консолидировать госпакеты акций портов в одних руках, не распыляя их между региональными и федеральными властями.
По мнению Виктора Казанцева, даже те пакеты акций, которыми государство располагает сегодня, можно было бы гораздо эффективнее использовать в интересах бюджета. Например, в Новороссийском морском порту «Новошип» государство, имея 20% акций, провело в совет директоров одного представителя, хотя реально могло забронировать за собой минимум два места. В результате именно в этом порту государство несет сегодня наибольшие потери. Так, несколько лет назад Новороссийский порт располагал нефтеналивным флотом, состоящим из 169 кораблей. Сегодня их осталось всего 8, все остальные ходят под флагами иностранных государств, из-за чего бюджет недополучает десятки миллионов долларов налогов от морских перевозок нефти. Полпред считает, что власти должны сделать все, чтобы снова вернуть нефтеналивной флот под российский флаг.
Еще одной важной проблемой, считают в полпредстве, стал полный переход лоцманских служб под контроль частных структур. По словам Виктора Крохмаля, частники получают сверхприбыли (проводка крупных судов приносит 40--50 тыс. долларов за пару часов работы), в то время как все расходы по поддержанию лоцманской инфраструктуры несет государство. Заместитель полпреда считает, что этот бизнес необходимо снова сделать государственным.
Виктор Крохмаль заметил, что пока серьезной проверке подверглись только портовые хозяйства Черного и частично Азовского морей. А есть еще и Каспий, где работы не меньше.
Игорь БУРАКОВ, Ростов-на-Дону