|
|
N°79, 05 мая 2003 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
А время-то детское
Еще недавно законодатели всерьез обсуждали возможность разрешить молодым людям жениться в 14 лет -- проект не прошел, -- а вот теперь Московская городская дума приняла в первом чтении закон о запрете детям до тех же 14 лет появляться в общественных местах без сопровождения взрослых после десяти вечера. Похвальная последовательность, тем более если учесть, что паспорт нынче выдают с 14 лет, с этого же возраста наступает уголовная ответственность, даже голосовать предлагают с шестнадцати. Депутатам, видимо, показалось, что возраст Джульетты оптимальный: еще не закончено обязательное школьное образование, жениться почти можешь, но из дома вечером ни ногой.
На самом деле опасения депутатов понятны, забота о подрастающем поколении тоже. Без всякой иронии. Что-то надо делать. Беспокоит и детская преступность -- до 300 тысяч правонарушений в год, и наркотики на дискотеках (правда, и в школе, как известно, без них не обходится), и уличная преступность (особенно на окраинах). Да и вообще с нынешней так называемой «ночной жизнью» Москвы приличным детям рядом делать нечего. К тому же и практика подобная во многих странах есть. В частности, в Германии в разделе Закона о молодежи (Jugendgesetz) есть глава «Защита подростков», в которой записано, что в общественных местах не разрешается находиться: детям до 12 лет между 22 и 5 утра; детям от 12 до 14 лет между 23 и 5 утра; подросткам до 16 лет между 24 и 5 утра; подросткам от 16 до 18 лет между 2 и 5 утра. Плюс ко всему детям и подросткам разрешается только с позволения родителей или ответственных лиц (опекунов) ночевать вне дома.
Главная проблема, как всегда, -- кто и как этот закон будет исполнять. Вот совсем свежая история. На шестиклассника родители мальчика из его класса подали в школу и в милицию жалобу, что, мол, и карикатуры похабные рисует, и матерные слова произносит, и руки распускает. В общем, отгородите от хулигана. Дело сейчас не в том -- было, не было, дело, как сказали бы правозащитники, в вопиющем нарушении процесса. Некая дама, которая представляет в школе комиссию по делам несовершеннолетних, оставшись с одиннадцатилетним мальчиком один на один, потребовала от него написать собственноручно на бумаге все те матерные слова, которые он произносил. Когда мальчик попытался отказаться, для убедительности тетя пару раз хлопнула у него перед носом кулаком по столу: «Пиши, тебе говорят». И он написал. Когда папа мальчика пришел в школу, чтобы услышать пояснения по поводу столь странного педагогического приема, детский работник и не пыталась отказываться, объяснив, что «бумага никуда кроме нее не пойдет, а это была профилактическая работа, так как, к сожалению, розгами выпороть нельзя, пусть хоть немного испугается».
Но такой испуг (без кавычек) ждет многих детей, которым суждено в первые пару месяцев попасть в руки исполнителей закона. Неужели секрет, как «тонко и педагогически профессионально» работают с детьми работники милиции? Неужели кто-то еще не в курсе, что собою представляют у нас места временного задержания-содержания? Неужели кто-то хочет по-настоящему напугать на всю оставшуюся жизнь ребенка и всерьез считает, что именно так решаются «проблемы с детьми»?
С чем и за что в первую очередь предлагает бороться наша Дума? Защищать наших хороших детей от произвола на улице в вечернее время или бороться с детской беспризорностью и преступностью? Или заставить соблюдать правила тех, кому положено не продавать, не наливать, не пропускать? И еще: наши законодатели компетентно полагают, что большинство 14-летних теперь тусуются в основном в барах и на модных дискотеках? А если около дома, где большинство подростков и обитает -- на лавочках, в подъездах, в беседках, скверах, на школьных и детских дворовых площадках, в подвалах, наконец, -- нахождение в этих общественных местах тоже штрафуется после положенного часа? И кто будет со всем этим разбираться (особенно летом) -- участковый, снова инспектор по делам несовершеннолетних, общественный совет при опорном пункте милиции? Дежа вю получается. В советское время «комендантский час» для подростков уже вводился. И родителей не только штрафовали, но могли даже по требованию школы снять на время с работы, чтобы с детьми дома сидели, уроки делали и вообще -- контролировали. Закончилось все, разумеется, ничем, потому что, как говорят врачи, на симптоматику реагировали, а не болезнь лечили. Все дело, как уже признали депутаты, в пакете законопроектов. Для начала что-нибудь подкорректировать в законе о милиции, об образовании, о средствах массовой информации...
И еще характерный момент. Инициаторы детского «комендантского часа» сослались на так называемый закон о тишине, когда после 22 часов наступает административная ответственность за нарушение покоя граждан.
У меня как раз напротив моего дома уже год идет круглосуточная стройка.
Цена ночной прогулки
«Допущение случаев нахождения несовершеннолетних, не достигших 14-летнего возраста, в общественных местах в ночное время без сопровождения родителей (лиц, их заменяющих) влечет наложение административного штрафа на родителей (лиц, их заменяющих) в размере от 3 до 5 минимальных размеров оплаты труда»
«Допущение случаев нахождения несовершеннолетних, не достигших 14-летнего возраста, в помещении юридического лица, осуществляющего деятельность в сфере торговли (услуг) в ночное время без сопровождения родителей (лиц, их заменяющих) влечет наложение административного штрафа на юридическое лицо в размере от 30 до 50 минимальных размеров оплаты труда».
Из закона г. Москвы «Об административной ответственности за попустительство нахождению несовершеннолетних в общественных местах в ночное время без сопровождения родителей (лиц, их заменяющих)»
Анатолий БЕРШТЕЙН