|
|
N°79, 05 мая 2003 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
«Супервертолет» спасателей рухнул в горящей тайге
В Читинской области вчера был объявлен траур по жертвам катастрофы пожарно-транспортного вертолета Ми-26ТП МЧС России, разбившегося в субботу неподалеку от Читы. Все находившиеся на его борту 12 человек, включая четырех журналистов из Москвы, погибли. Для расследования обстоятельств катастрофы создана специальная комиссия, которую возглавил срочно вылетевший в Читу глава МЧС Сергей Шойгу. За всю историю авиации спасательного ведомства гибель Ми-26 стала первой крупной катастрофой, в которой погибли люди. По факту ЧП прокурор Сибирского военного округа Олег Галямов возбудил уголовное дело о нарушении правил полетов или подготовки к ним. Правда, пока вопрос о виновниках трагедии открыт. По предварительному заключению экспертов, причиной катастрофы вертолета стало непредвиденное сочетание погодных условий.
По информации Сибирского регионального центра МЧС, Ми-26ТП вылетел с военного аэродрома в пригороде Читы в субботу в 14.30 по местному времени. На борту машины находились 12 человек: семь членов экипажа -- командир Сергей Виноградов, второй пилот Дмитрий Родин, штурманы Олег Лапин и Сергей Барышников, бортинженер Владимир Фалеев, бортмеханик Дмитрий Ембахтов и бортоператор Алексей Крылов, четверо журналистов -- корреспонденты «Еженедельного журнала» Галина Ковальская и Руслан Ямалов, члены съемочной группы программы «Мир на грани» телеканала «Россия» Юлианна Находкина и Константин Козарь и сотрудник местного управления Лесоохраны Владимир Турицин. По заданию редакций журналисты собирали материал о лесных пожарах, бушующих сейчас в Сибири, и отправились лично посмотреть на работу пожарных. Сопровождать и комментировать в полете ситуацию был отправлен сотрудник Лесоохраны.
В 15.00 командир вертолета сообщил на базу, что машина находится на высоте 200 метров над зоной обнаруженного лесного пожара в районе поселка Новокручининский Читинского района в 40 км восточнее областного центра. После доклада экипаж получил команду произвести сброс воды на очаг возгорания. Спустя две минуты Сергей Виноградов снова связался с базой и начал докладывать о результатах операции, но в этот момент связь с Ми-26 прервалась. На поиски пропавшей машины в Читинский район отправились два Ми-8 с группами спасателей. После часа поисков, которые были затруднены из-за сильной задымленности, они обнаружили место падения вертолета на окраине поселка Макковеево. Из-под обломков Ми-26ТП, развалившегося на куски при ударе о землю, спасатели извлекли тела всех 12 погибших и эвакуировали их в Читу.
Обследовав место аварии, эксперты практически сразу обнаружили «черный ящик» Ми-26 с записями переговоров пилотов и данными работы приборов. Среди обломков машины также была обнаружена и главная «улика» -- хвостовой винт с намотанным на него тросом выливного устройства, который подвешивается к вертолету снизу.
По предварительным данным специалистов, сильные порывы ветра, скорее всего, просто раскачали выливное устройство, и удерживающие его тросы зацепились за хвостовой винт. В результате машина моментально потеряла управление и рухнула на землю. До завершения расследования аварии глава МЧС Сергей Шойгу ввел запрет на использование пожарными вертолетами подвесных водосбрасывающих устройств (ВСУ). Как признал сам министр, это серьезно затруднит борьбу с лесными пожарами -- ВСУ являются основным оружием при их тушении, особенно в отдаленных районах. И пока пожарным придется обойтись без помощи около 50 вертолетов, работавших с ВСУ.
Вчера на военном аэродроме в пригороде Читы прошла церемония прощания с погибшими в катастрофе. После ее окончания тела членов экипажа Ми-26ТП самолетом МЧС отправили в Красноярск, где расквартирован вертолетный полк спасателей. Тела корреспондентов телеканала «Россия» Юлианны Находкиной и Константина Козаря самолетом отправят на их родину в Мурманск. Вчера же поздно вечером в Москву из Читы доставили тела журналистов «Еженедельного журнала» Галины Ковальской и Руслана Ямалова.
Ми-26ТП -- транспортно-пожарная модификация самого мощного в мире по грузоподъемности российского вертолета Ми-26. Модель была разработана на Ростовском авиазаводе, используется пожарными службами России с 1994 года, экспортируется в ряд других стран. Ми-26ТП предназначен для точечного тушения пожаров, доставки специальной техники и десанта. Оборудован специальным устройством для сброса воды с воздуха и беспосадочного забора ее из любого водоема. За один заход может брать до 15 тонн воды или иного груза.
Александр РАСКИН