|
|
N°78, 30 апреля 2003 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Встреча на Москве-реке
Блэр не знает, где Саддам
Вчерашний гость Владимира Путина, британский премьер-министр Энтони Блэр стал первым лидером стран антииракской коалиции, решившим с глазу на глаз обсудить с президентом России ситуацию вокруг послевоенного урегулирования в Ираке. Впрочем, готовиться к этой встрече г-н Блэр начал заранее. Две недели назад он провел консультации на иракскую тему с президентом Франции Жаком Шираком. На прошлой неделе обсудил послевоенное урегулирование с канцлером Германии Герхардом Шредером. И только после этого между президентом России и Тони Блэром состоялся телефонный разговор, во время которого британский премьер принял приглашение г-на Путина прибыть в Москву.
Энтони Блэра, прибывшего в сопровождении 16 английских и одного американского журналистов, принимали в только что отремонтированной президентской резиденции в Ново-Огарево. После традиционного рукопожатия президенты решили прогуляться вдвоем, беседуя по-английски. Затем лидеры двух стран удалились на переговоры, продолжавшиеся два часа.
В начале совместной пресс-конференции по итогам переговоров президенты обменялись вежливыми заявлениями, в ходе которых сказали, что готовы обсуждать вопросы урегулирования в Ираке, в котором, по мнению обоих, должно активно участвовать все мировое сообщество при посредничестве ООН. Г-н Блэр сказал, что также как президент Путин удовлетворен результатами переговоров, на которых удалось обсудить «как широкий спектр международных вопросов, так и двусторонние отношения между Россией и Великобританией, которые очень крепки». Кроме того, британский премьер изложил суть своих предложений по Ираку, ситуацию в котором, по его мнению, нужно урегулировать при помощи «трех шагов». Сначала коалиция «реконструирует» разрушенный Ирак, затем в стране будет создана временная администрация, и только потом она перерастет в «нормальное полномасштабное» правительство. Г-н Путин не стал останавливаться на «трех шагах» Блэра подробно, сказав только, что Россия разделяет предложенный план, но «затягивать с передачей власти иракскому народу невозможно, потому что все должно произойти быстро». Завершая вступительную часть пресс-конференции, Владимир Путин заявил: «Несмотря на разные подходы в проблеме иракского урегулирования, у нас есть понимание, что очень многие вещи мы должны решать вместе». Но дальнейший ход пресс-конференции ярче проиллюстрировал «разные подходы», чем «понимание».
Риторические вопросы, поставленные г-ом Путиным, заставили британского премьера немножко понервничать. «Где Саддам? Где эти арсеналы, если они вообще были? Что с ними происходит, может быть, он сидит в секретном бункере на ящиках с оружием и готовится рвануть вся это хозяйство? Мы этого ничего не знаем, но мы должны думать об этом и реагировать. Может быть, они собираются передать оружие террористическим организациям? Уверенности в том, что этого нет, у нас нет», -- сказал президент России. И после добавил, что пока всему миру показали лишь «пустые бочки» вместо ядерных установок. В ответном слове Тони Блэр заверил журналистов, что коалиция найдет-таки ядерное оружие, «потому что оно есть». Английский журналист, задавая вопрос, обвинил российского президента в «подтрунивании» над тем, что оружие «пока» не нашли. В ответ г-н Путин продолжил атаковать, спросив про судьбу людей, которые могут привести это оружие, раз оно все-таки есть, в действие, «а это ставит под угрозу безопасность всего мира». И добавил: «Мы не подсмеиваемся над ситуацией. Мы готовы работать до того момента, когда можно будет поставить юридическую и фактическую точку». Но сделать это - снять санкции - может только Совет безопасности ООН.
После конкретного ответа г-на Путина Тони Блэр также решил расставить точки над i и заявил, что «стратегическое сотрудничество возможно и мир сможет договориться по Ираку», но для этого нужно ответить на «главный вопрос»: «готовы ли Соединенные Штаты слушать другие страны».
Следует признать, что на фоне этого вопроса все другие -- о возникновении легитимного правительства в Ираке, о судьбе иракской нефти и контрактов, заключенных с правительством Саддама, о программе «Нефть в обмен на продовольствие», о стабильности в регионе Персидского залива, да и о стабильности всей сложившейся международной системы отношений -- кажутся не имеющими смысла.
Марина САЙДУКОВА