|
|
N°78, 30 апреля 2003 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Аналитика за 1,4 млрд долларов
В скандале вокруг инвестиционных компаний США, выставлявших заведомо ложные рекомендации по акциям своих клиентов в период фондового бума второй половины 90-х, поставлена точка. Американская Комиссия по рынку ценных бумаг (SEC) в начале недели объявила о том, что сумма компенсаций и штрафов для десяти крупнейших инвестиционных банков, от деятельности которых пострадали инвесторы, составит 1,4 млрд долл. Российские аналитики разошлись в оценках итогов борьбы SEC за ликвидацию «конфликта интересов».
В начале 2000 года, после того как лопнул «биржевой пузырь» высокотехнологичных компаний, в США начался масштабный пересмотр результатов деятельности инвестиционных аналитиков. Многочисленные судебные расследования показали, что практически все авторитетные банки выставляли завышенные оценки по акциям компаний, покупавших у них инвестиционные услуги.
Итогом одного из крупнейших скандалов на Уолл-стрит стало мировое соглашение десяти крупнейших инвестбанков с инвесторами и регулирующими органами, о начале реализации которого в понедельник объявили глава SEC Уильям Доналдсон, генеральный прокурор штата Нью-Йорк Элиот Спитцер, а также представители Национальной ассоциации фондовых дилеров (NASD) и Нью-Йоркской фондовой биржи.
По условиям соглашения общий объем расходов десяти банков по выплате штрафов (487,5 млн долл.), компенсаций инвесторам (387,5 млн долл.), а также по финансированию независимых аналитических фирм (432,5 млн долл.) и развития образования в сфере инвестиций (80 млн долл.) составит чуть менее 1,4 млрд долл. По данным SEC, наибольшие расходы понесут входившая в Citigroup Salomon Smith Barney (400 млн долл.), Credit Suisse First Boston, Merrill Lynch (по 200 млн долл.), Morgan Stanley (125 млн долл.) и Goldman Sachs Group (110 млн долл.).
В пятерку компаний, на которые приходится меньшая часть выплат, входят JP Morgan Chase, Bancorp Piper Jaffray, Bear Stearns, Lehman Brothers и UBS Warburg. Впрочем, как отметил Уильям Доналдсон, их расходы также будут весьма значительными. «Мне приятно отметить, что сумма одних только штрафов является одной из крупнейших, когда-либо наложенных на компании в рамках применения закона о рынке ценных бумаг», -- заявил председатель SEC.
Российские аналитики по-разному оценили итоги деятельности регулирующих органов США в борьбе за ликвидацию «конфликта интересов». «Ограничения, которые накладываются на инвестиционные банки, а, соответственно, отчасти и на эмитентов, снижают привлекательность американского рынка, -- отмечает главный экономист Альфа-банка Наталия Орлова. -- В результате растет активность, например на Лондонской фондовой бирже». По мнению аналитика, это «опосредованно отражается и в сильных котировках евро, и в замедленном восстановлении американских фондовых индексов».
Аналитик «Ренессанс-Капитала» Екатерина Малафеева, напротив, полагает, что «на данном этапе речь должна идти о повышении привлекательности американского рынка, потому что скандал все же решен». А достигнутые договоренности, отмечает она, приведут к распространению более жестких стандартов инвестиционной деятельности и на других развитых рынках, где работают крупнейшие инвестбанки.
По словам главы конъюнктурно-аналитического управления Росбанка Валерия Петрова, усиление надзора в США всегда выступает гарантией того, что средства инвесторов не пропадут. «По мере улучшения экономической ситуации в стране этот фактор сыграет только в плюс», -- говорит г-н Петров. «Но если Америка делает выбор в пользу более зарегулированного рынка акций, то это выбор и в пользу более низкой доходности», -- добавляет г-жа Орлова.
Юрий ВЕРЕТЕННИКОВ