|
|
N°109, 23 августа 2000 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Безотказная «Турандот»
Театр им. Вахтангова открыл юбилейный сезон
Московские театры постепенно выходят из летней спячки. Уже вовсю работает Театр на Малой Бронной. На очереди Театр им. Гоголя. Вчера состоялся сбор труппы Театра им. Вахтангова. Это, как принято говорить, один из самых типических театров Москвы. У него есть громкое имя, славные страницы прошлого и традиция, на верность которой можно при случае присягать. На его сцене до сих пор играют артисты, любимые зрителями еще с эпохи застоя: Михаил Ульянов, Юрий Яковлев, Василий Лановой, Юлия Борисова, Людмила Максакова, Владимир Этуш. Но гораздо интереснее и типичнее то, чего у Театра им. Вахтангова нет. А именно, главного режиссера и, следовательно, единой творческой воли и сколько-нибудь осмысленной репертуарной политики. Дело не в качестве спектаклей (во всех театрах и во все времена были постановки более или менее удачные), а в их разношерстности. За минувшие два сезона на сцене Театра им. Вахтангова можно было увидеть самые разнообразные, никак не выстраивающиеся в один ряд представления: самодеятельно-разухабистого "Левшу" Александра Горбаня, тягучую, психологически-подробную "Фрекен Жюли" в постановке Владимира Иванова (режиссер Алексей Гирба), "Отелло", поставленного склонным к декоративной изысканности Евгением Марчелли. Сцена Театра им. Вахтангова -- одна из вотчин главного московского скандалиста-постмодерниста Владимира Мирзоева и пристанище безобидного традиционалиста Аркадия Каца. Здесь идут спектакли одного из лучших режиссеров столицы Петра Фоменко (его "Чуду святого Антония" крепко досталось от критики, но само присутствие на афише столь громкого имени делает театру честь) и неизвестного широкой публике Сергея Голомазова. Последний начал ставить "Посвящение Еве" по пьесе модного французского драматурга Эрика Шмидта, но так и не "доставил". В качестве постановщика этот спектакль с Евгением Князевым и Василием Лановым в главных ролях подписал куда более именитый Сергей Яшин. И это тоже показательно. Отсутствие единой творческой воли сказывается не только на уровне репертуара, но и в рамках одного спектакля. Опытный Яшин "подправил" молодого Голомазова, как и в спектакле "Фрекен Жюли" более опытный Владимир Иванов сменил менее опытного Алексея Гирбу.
Состоявшийся вчера сбор труппы подтвердил все опасения и предположения, которые можно было сделать априори. Слово с самого начала взял художественный руководитель театра Михаил Ульянов. И никому его уже не отдал. Основная мысль выступления худрука сводилась к тому, что у театра все хорошо с артистами (на сборе присутствовали все звезды старшего поколения кроме Юлии Борисовой и звезды помоложе, включая Сергея Маковецкого и Марию Аронову), а вот с режиссерами как-то не задалось. Не приживаются они в здании на старом Арбате. Особенно молодежь. Театр уже принял решение распрощаться с Сергеем Голомазовым и Михаилом Мокеевым. Но продолжит сотрудничество с Аркадием Кацем (он готовит к постановке "Земляничную поляну" с самим Михаилом Ульяновым в главной роли) и Владимиром Мирзоевым (в грядущем сезоне он порадует нас своей версией "Сирано де Бержерака"). "Мы бы позвали на постановку Стуруа, -- посетовал Ульянов, -- да боимся денег не хватит". Совершенно неожиданным выглядит в этом контексте решение пригласить в театр Клима, режиссера с устойчивой репутацией "подпольщика" и "гуру". Его медитативно-шаманская эстетика противопоказана, как мне кажется, любому репертуарному театру. О вахтанговцах с их вошедшей в поговорку любовью к праздничной театральности и говорить не приходится. Как талантливый и бескомпромиссный Клим сможет прижиться там, где не прижились его куда менее радикальные собратья по режиссерскому цеху, остается только гадать.
Надо отдать Ульянову должное: он все время пребывает в поисках молодых и способных, которым готов давать карт-бланш. Но, во-первых, молодых-способных не так уж много. Во-вторых, работать с ними готовы в труппе далеко все. В-третьих (и это самое главное), попадая в большой столичный театр, они, как правило, тушуются и выдают киксу. Как тот же Евгений Марчелли, молодой режиссер из Тильзита, подававший на окраине империи ну о-о-очень большие надежды, а теперь преподносящий своим столичным поклонникам не меньшие разочарования. Видимо, что-то неправильно в самом устройстве солнечной (в смысле театральной) системы. О чем давно говорят сторонники театральной реформы. Но этих коварных и корыстных радикалов никто в упор не видит.
Единственное, на что в сложившейся ситуации может рассчитывать Театр им. Вахтангова, -- спектакли добротные и негромкие. Таковым наверняка окажется "Дядюшкин сон" с Владимиром Этушем в постановке вдумчивого и неторопливого Владимира Иванова. Это будет первая премьера театра, которую покажут 23 октября. А откроется юбилейный 80-й сезон (если считать от дня открытия Третьей студии МХАТ в 1921 году) все еще молодящейся "Принцессой Турандот". Что и понятно. Чем безотраднее настоящее, тем больше оснований гордиться прошлым. И уповать на будущее.
Марина ДАВЫДОВА