|
|
N°78, 30 апреля 2003 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Дорогие яички к Христову дню
В Кремле открыта выставка пасхальных подарков
Яички не простые, а золотые, фарфоровые, каменные дарили на Пасху последние российские самодержцы Александр III и Николай II. Самые изысканные, со сложными сюрпризами безделицы заказывали для жены и матери. Постепенно стали эти яйца символом России -- ее былого величия (где даже игрушки -- роскошны), чудовищного краха (рассыпалось все в осколочки) и упоительных сожалений о былом. Отчужденные от милых домашних праздников в музейные коллекции и сокровищницы миллионеров, интимные подарки императоров, искусно сработанные лучшими мастерами из драгоценных материалов, осознаются теперь сокровищами, сравнимыми с главными ценностями империи. Они безумно дороги и любимы народом -- здешним и нездешним, охотно выстраивающимся в очереди, чтобы лицезреть пасхальные яйца Фаберже как истинное чудо света.
В результате последовательных усилий двух русских революций, первая из которых национализировала сокровища короны и спешно эвакуировала их в Москву подальше от наступающих на Петроград немцев, а вторая, чтобы справиться с разрухой и голодом, торговала наследием проклятого прошлого, из пятидесяти яиц в России сохранились почти десять. Девять хранятся в Музеях Кремля, незаконченное десятое «Созвездие царевича» недавно нашла и опознала в Минералогическом музее имени Ферсмана в Петербурге сотрудница Музеев Кремля Татьяна Мунтян. Это яйцо показывают на выставке впервые. Усилиями реставраторов оно вновь сложилось из трех предметов недавно еще неясного назначения -- двух синих стеклянных полусфер с гравировкой и облачного куска горного хрусталя. Неожиданно яркое и нарядное (в военные годы царь заказывал скромные подарки из простых дешевых материалов) яйцо это должно было быть украшено бриллиантами. Причиной внезапной роскоши стала большая семейная радость -- чудесное выздоровление тяжко болевшего царевича. Теперь незавершенное, разобранное на части «Созвездие царевича» видится символом страшного конца семьи и империи.
Выставка не стала торжеством ювелирного искусства, хотя пасхальных яичек на ней много хороших и разных. Большие фарфоровые вешали перед образами. Крошечные брелоки собирали годами в колье. Изготавливала их, разумеется, не только фирма поставщика двора Его Императорского Величества Карла Фаберже. В кремлевском собрании много яиц разных мастеров. Коллекция непрерывно пополняется покупками и подарками. Драгоценные яйца работы известных фирм Ивана Хлебникова и Порфирия Оловяшникова -- дар компании АЛРОСА Музеям Кремля на нынешнюю Пасху.
На выставке помимо прелестных вещичек -- фотографии, документы, рисунки царских детей, альбомчик императрицы Александры Федоровны с эскизами яичек-брелоков, которые возвращают драгоценности в жестокий исторический контекст. За золотом и бриллиантами встают тени несчастной семьи, для которой безделушки были когда-то символами праздника Воскресения.
К выставке издан замечательный каталог с занимательными и одновременно научными текстами куратора выставки Татьяны Мунтян. Организована выставка при поддержке Дойче-банка.
Фаина БАЛАХОВСКАЯ