|
|
N°78, 30 апреля 2003 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Водяное перемирие в Эвиане
«Большая восьмерка» -- последний бастион международной архитектуры образца XX века, который еще формально не подвергнут испытанию Ираком. Однако это испытание состоится ровно через месяц, когда лидеры стран G8 соберутся во французском Эвиане. На прошлогоднем саммите в Канаде Джордж Буш и Владимир Путин, Жак Ширак и Тони Блэр, Герхард Шредер и Сильвио Берлускони, Жан Кретьен и Дзюнъитиро Коидзуми еще выглядели единой командой. Сегодня линия раскола между антииракской и антивоенной коалициями пролегли столь глубоко, что эту «восьмерку» трудно представить за одним столом. В особенности если США, как написала на днях одна влиятельная немецкая газета, «будут руководствоваться простой и глупой логикой: Францию наказать, Германию игнорировать, Россию простить».
Безусловно, при нынешнем состоянии отношений между крупнейшими державами им нелегко выступать с общими инициативами мирового масштаба, какими были идеи облегчения долгового бремени беднейших стран или программа НЕПАД («Новое партнерство для развития Африки»). Не только потому, что для таких инициатив требуется единство, но и по причине снижения самого авторитета «восьмерки».
Группа независимых экспертов под неофициальным названием «теневая большая восьмерка», которая ежегодно готовит для лидеров клуба доклады, накануне Эвиана обращает внимание именно на спад эффективности работы G8 и на проблему сохранения клубом лидерства в мировой политике. Эксперты подчеркивают, что страны «восьмерки» как бы заключили между собой «пакт о ненападении» и вообще перестали обсуждать собственные проблемы, прежде всего экономические. А ведь, строго говоря, именно экономический кризис середины 1970-х и необходимость совместного его преодоления и навели ведущие державы на мысль о создании такого клуба. В последние годы G8 вообще не касалась своих внутренних проблем, увлекшись различными проектами улучшения мироустройства -- списанием долгов беднейшим странам, улучшением госуправления в Африке (тоже, разумеется, подкрепленным облегчением долга), глобальной борьбой со СПИДом, туберкулезом и терроризмом. Эксперты считают, что право на такие увлечения должно «хотя бы частично подкрепляться собственным примером», и в достаточно резкой форме указывают на проблемы: рискованная бюджетная политика в США, экономическая неустойчивость в странах еврозоны, отсутствие перспектив восстановления роста в Японии.
Трудно сказать, что формировалось раньше -- доклад «теневой восьмерки» или повестка предстоящей встречи мировых лидеров, -- но Эвиан-2003 обещает стать поворотным моментом в истории саммитов «восьмерки». Предполагается, что наиболее важная дискуссия в Эвиане будет посвящена проблемам экономического роста в странах клуба. По всей видимости, она же будет и наиболее трудной. Основание для этого -- не только плохая экономическая ситуация, но и то, что таких дискуссий не было уже лет десять. Так что у нынешних глав государств «восьмерки» навык обсуждать между собой эти проблемы, да еще с прицелом на возможные коллективные действия, точно отсутствует.
Между тем больших надежд в связи с этим строить, видимо, не стоит: при том, что риски экономической политики в странах G8 очевидны, простых рецептов восстановления роста нет. По сведениям газеты «Время новостей», не предполагается и принятия каких-либо резолюций «восьмерки» по экономической политике, хотя готовятся «локальные» решения, например документ о правилах игры в международном горнодобывающем бизнесе.
Экономике будет посвящена и еще одна дискуссия, которая пройдет в Эвиане. Накануне собственно саммита запланировано «широкое» обсуждение проблем экономического роста с участием лидеров «восьмерки», глав группы африканских стран группы НЕПАД и глав целого ряда развивающихся стран, в частности Бразилии, Индии, Кореи и других. Как известно, Франция как хозяйка саммита официально пригласила на эту встречу нового главу Китая Ху Цзиньтао. Правда, до сих пор неизвестно, принял ли председатель Ху, лидер одного из главных центров экономического роста, это приглашение.
Еще один пункт повестки дня -- оценка ситуации в развивающихся странах. Здесь, по всей видимости, лидерам предстоит подвести некоторые итоги действия собственных инициатив по облегчению долгового бремени беднейших стран и НЕПАД, а также принять ряд практических решений. Например, уже известно, что катастрофа танкера Prestige заставила мировых лидеров обратить взоры на экологическую безопасность Мирового океана, и в Эвиане будет принята специальная резолюция с рекомендацией запрета на использование танкеров с одинарным корпусом.
Наконец, третья тема саммита -- обсуждение проблем глобальной безопасности и противодействия терроризму. Именно здесь предполагается разговор об Ираке и именно здесь, очевидно, ситуация в самом Эвиане может выйти из-под контроля. Из всех лидеров «восьмерки», пожалуй, лишь канадец Жан Кретьен не «засветился» в активном участии в той или иной коалиции. Чтобы избежать скандала, от всех остальных потребуется максимум выдержки. Если так и произойдет, то единственный вопрос, который главы государств могут обсудить в «конструктивном» ключе, -- облегчение долгов Ирака. Владимир Путин вчера прямо заявил, что Россия готова рассматривать этот вопрос лишь в рамках Парижского клуба, а источники газеты «Время новостей» в высших эшелонах российской власти добавляют, что ни на какие экстренные меры Москва не согласится. Такой же позиции скорее всего придерживаются Франция и Германия, которым в их нынешней финансовой ситуации любое «снисхождение» к должникам не по карману.
«Антитеррористическая» проблематика предполагает не только иракскую тему. Так, по сведениям газеты «Время новостей», лидеры G8 могут подписать документ, предполагающий ограничение на распространение некоторых видов оружия, прежде всего переносных зенитно-ракетных комплексов (ПЗРК). Их производство и продажа являются серьезной статьей бюджета для США и России, но власти обоих государств понимают, что ПЗРК является любимым и высокоэффективным видом оружия для нестабильных режимов, а его распространение очень трудно проконтролировать.
Любопытно, что в докладе «теневой восьмерки» Россия упоминается лишь раз, в связи с Киотским протоколом. Владимир Путин как-то говорил, что участие в саммитах «восьмерки» не предполагает постановки специальных задач, а является инструментом для решения задач уже известных и требующих обсуждения в этом формате. Собственно, «престижная» составляющая членства в клубе уже не так важна, а денег Россия, как в 1990-е годы, у «семерки» не просит. В Эвиане у России специальных задач действительно нет, но есть интересы, о которых другие члены клуба должны помнить. Это, во-первых, неожиданно остановившийся процесс вступления в ВТО, и во-вторых, сильно обострившаяся после победы американского оружия над талибами проблема наркотрафика из Афганистана через российскую территорию. А тенденция к сокращению инициатив по различным списаниям долгов и другим видам помощи, которые многие считают популистскими, Москву вполне устраивает.
Тем не менее есть «фирменная тема» и у саммита в Эвиане. Как выяснилось совсем недавно, глубокий смысл проведения встречи именно в этом курортном местечке с одноименной знаменитой минеральной водой заключался в том, что Франция предлагает G8 принять глобальную резолюцию по воде. Она будет предусматривать скоординированные действия развитых стран по обеспечению доступности воды там, где ее сегодня не хватает (речь, конечно, идет не о повороте сибирских рек в Центральную Азию, а о таких вещах, как, например, строительство водопроводов и пр.). Такая благая идея не может не примирить враждующие сегодня столицы мира.
Андрей ДЕНИСОВ