|
|
N°77, 29 апреля 2003 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Касьянова просят притормозить
Правозащитники считают, что правительство не должно летом вводить автогражданскую ответственность
Противники закона об обязательном страховании гражданской ответственности убедили главного российского омбдусмена Олега Миронова в том, что этот документ, вступающий в силу с 1 июля, нарушает права человека. Вчера члены экспертного совета при уполномоченном по правам человека в РФ объясняли г-ну Миронову, почему ему необходимо немедленно заступиться за миллионную армию российских автовладельцев и попросить премьера Михаила Касьянова повременить с введением обязательного страхования. «Речь идет не о том, что закон, допустим, необоснован, -- заявил на вчерашнем заседании совета профессор Анатолий Безуглов. -- Он, возможно, и обоснован, но именно противоправен».
Список же нарушений, замеченных в давно принятом Думой документе, на заседании огласил известный автомобильный правозащитник Леонид Ольшанский. «В законе четко оговорена предельная сумма, которую человек может получить в виде компенсации, это 120 тысяч рублей, -- сказал г-н Ольшанский. -- Но другая сумма -- та, которую нужно отдать за страховой полис, -- в законе не упоминается, ее определение отдано на усмотрение правительства. Однако правительство более оперативный орган, чем Госдума. Чиновники могут цифры с потолка взять, все подписать и поставить всех остальных перед свершившимся фактом». Кроме того, г-н Ольшанский критикует ту норму закона, в которой оговариваются повышающие коэффициенты при расчете страховых взносов -- для жителей столицы, для молодых водителей, для тех, кто уже нарушал правила. Дискриминацией правозащитник считает и регрессивные иски страховых компаний против клиентов, нанесших ущерб третьим лицам. Основанием для таких заявлений может служить не только отсутствие водительских прав, но и управление автомобилем лицом, не упоминающимся в страховом полисе, при том что у него есть доверенность. «Но ведь по Гражданскому кодексу собственник вправе распоряжаться своим имуществом, а значит, и вправе доверять свой автомобиль тому, кому посчитает нужным! -- объясняет г-н Ольшанский. -- Тем более что застраховаться на месяц нельзя, на три -- нельзя, даже если вы ездите на машине летом на дачу, только целиком за год!»
Адвокат предвидит, что исполнение закона приведет к тому, что нагрузка на суды возрастет втрое: ведь теперь туда придут спорить не только с ГАИ, но и со страховой компанией и с другими участниками ДТП. Защитник прав автомобилистов считает, что надо немедленно «до выяснения обстоятельств» и внесения поправок отложить вступление закона в силу. Тем более в Госдуме уже лежат два проекта на эту тему: одним предлагается отложить введение до 1 июля 2004 года, другим -- до 1 января 2005 года. А до их рассмотрения экспертный совет при уполномоченном по правам человека просит главу правительства Михаила Касьянова воздержаться от утверждения тарифов.
Олег Миронов предложение экспертного совета поддержал. Более того, он намерен максимально ускорить процесс и отправить обращение в Белый дом еще до майских праздников. Настроен г-н Миронов очень оптимистично: «В свое время нам удалось затормозить принятие Кодекса об административных правонарушениях и предотвратить принятие поправок в закон о СМИ. Вот так же мы обсуждали на экспертном совете, а потом писали письма или даже телеграммы. Поэтому у нас есть основания надеяться, что нас услышат и на этот раз».
Ирина БЕЛАШЕВА