|
|
N°77, 29 апреля 2003 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Потеря «языка»
В деле «властелинов колес» пропал единственный разговорчивый обвиняемый
Вчера Мосгорсуд в очередной раз отложил начало слушаний по нашумевшему делу Владимира Лавренова, Михаила Сванидзе, Натика Бабаева и Вячеслава Долгого. По версии обвинения, они входили в беспрецедентную в российской истории международную наркогруппировку, организовавшую поставки в Россию и за ее пределы поистине огромных партий наркотиков -- около 9 тонн мандракса (синтетического препарата, схожего по действию с героином) и нескольких центнеров кокаина. (Наша газета сообщала об этом расследовании российских спецслужб год назад, в номере за 5 апреля 2002 года в материале «Властелин колес».)
Суд над ними должен был начаться еще две недели назад, но слушания несколько раз переносили из-за неявки одного из подсудимых -- Вячеслава Долгого. Он единственный из обвиняемых, кто находился не под арестом, а под подпиской о невыезде. Поначалу судья просила адвокатов и судебных приставов просто выяснить причину неявки подсудимого и обеспечить его приход в суд. Однако вчера, после того как никто так и не смог сказать, что же с обвиняемым случилось, -- даже адвокат Долгого признал, что не знает местонахождение своего клиента и не может с ним связаться, -- терпение судьи лопнуло, и он вынес постановление об изменении Долгому меры пресечения на арест. Найти и задержать его поручено сотрудникам МВД, которые летом 2000 года начинали расследование этого дела и уже арестовали всех членов наркогруппировки.
Теперь начало процесса отложено на 21 мая, но, учитывая последние события, не исключено, что дело может получить новое детективное продолжение. Дело в том, что Вячеслав Долгий является одним из ключевых фигурантов дела. Он единственный из всех пяти обвиняемых, кто после задержания согласился отвечать на вопросы следователей (за что и остался до суда на свободе). Остальные на предварительном следствии либо упорно молчали, либо все отрицали. Интриги же добавило и то, что уже недавно, перед началом процесса, по нашим данным, Долгий направил в суд и прокуратуру письмо, в котором отказался от всех ранее данных показаний, заявив, что вынужден был их давать под давлением. И пока следователи только гадают -- то ли подсудимый испугался и просто решил сбежать, то ли с ним что-то случилось.
По версии МВД, образовалась эта наркогруппировка в середине 90-х годов. Создал ее, как подозревают следователи, уроженец Грузии Вадим Петров. Осев в Москве, он привлек своих старых знакомых Лавренова, Сванидзе, Бабаева, Долгого и Олега Титова. Вместе они, по сведениям оперативников, и образовали крупнейший наркосиндикат. Действовал он под прикрытием нескольких легальных фирм, при этом никак не был связан с другими российскими преступными группировками. Партнерами его, по данным следствия, были лишь иностранные мафиози -- колумбийские кокаиновые картели и крупнейший в Великобритании гангстерский клан Моргана. В Подмосковье наркодельцы организовали несколько баз, действовавших под видом обычных складов. Там было установлено оборудование, на котором из химикатов штамповались таблетки мандракса, а также «обрабатывался» поступавший из южной Америки кокаин -- преступники прятали его в другую упаковку (обычно под видом продукции российских химпредприятий) и изготавливали новые сопроводительные документы. Мандракс под видом удобрений или автопокрышек отправлялся в Румынию, Мозамбик и Малави, кокаин уходил в Англию. Попутно, как подозревают западные спецслужбы, члены столичного наркокартеля отмыли через иностранные банки более 500 млн долларов.
На след наркогруппировки МВД вышло летом 2000 года. Тогда таможня США на своей территории случайно обнаружила в адресованном одной московской фирме станке тайник с кокаином. Американские и российские спецслужбы совместно организовали контролируемую поставку этого груза и через получателя вышли в Москве на всю группировку. Лавренов, Сванидзе, Бабаев и Долгий были задержаны почти сразу. Титов скрылся и до сих пор находится в розыске. Петров тоже сбежал, но в 2001 году был арестован в Монако и выдан России. В отношении него дело было выделено в отдельное производство, и он только знакомится с материалами следствия.
Ярослав ЗОРИН, Артем ВЕТРОВ