|
|
N°76, 28 апреля 2003 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
«Кубинцы всегда протестуют, когда не согласны»
Рохелио ПОЛАНКО ФУЭНТЕС -- директор газеты Juventud Rebelde («Повстанческая молодежь»), органа Союза молодых коммунистов Кубы, депутат Национальной ассамблеи. Это один из идеологов кубинского руководства, ведущий политических программ ТВ Кубы. Ранее он занимал ведущие посты в молодежных организациях, работал под началом Фелипе Переса Роке -- нынешнего министра иностранных дел Кубы, которого прочат в преемники Фиделя Кастро.
-- Говорят, вы имеете прямой доступ к Фиделю.
-- Я руковожу национальной газетой, вместе с несколькими представителями молодежи я уже три года имею возможность общаться с Фиделем в рамках того, что мы называем «борьбой идей» (имеется в виду идеологическая пропаганда в СМИ. -- Ред.). Началось это с 1999 года, когда мы добивались возвращения на родину из США кубинского мальчика Элиана Гонсалеса. Идеи Фиделя очень молоды, и он часто превосходит нас в неожиданности подходов и непокорности.
-- Эта группа молодежи -- будущая смена Фиделя?
-- Это слишком прагматичный подход. Нельзя думать, что революция -- это один человек. Мы часть этой революции, молодежь всегда присутствовала в руководстве. Есть много молодых руководителей на местах -- в провинциях Ольгин, Вилья-Клара, Сьего-де-Авила, Санкти-Спиритус. У нас очень молодой министр иностранных дел (38 лет, на посту министра четвертый год, до этого -- личный помощник Кастро. -- Ред.), треть состава Национальной ассамблеи моложе 40 лет.
-- После Ирака США могут напасть на Кубу?
-- Нынешний лозунг антикубинской мафии в Майами: «Сейчас -- Ирак, потом -- Куба!» (Антикубинской мафией власти Кубы называют непримиримую эмиграцию в Майами, США, где осела большая часть покинувших остров кубинцев. -- Ред.) Намерения уничтожить нас были всегда, сделать это с помощью оружия им кажется даже лучше -- так быстрее и легче. 31 человек в администрации Буша имеет кубинские корни, все решения по Кубе проходят через них. Но это «политика юрского периода», настоящий анахронизм.
-- Куба готова противостоять возможной агрессии США?
-- Куба всегда готова к нападению. Однако мы считаем, что сегодня основной путь агрессии -- попытки подорвать Кубу изнутри, используя пятую колонну, предателей, финансируемых США. То есть сделать то, что сделали с СССР. Но план 90-х годов слишком затянулся, принцип домино -- якобы за Москвой рухнет Гавана -- не сработал.
-- Но все же оппозиция есть?
-- Определимся с терминами. Есть небольшие группы, которые абсолютно не угрожают безопасности страны.
-- Тогда зачем же их арестовали?
-- Потому что они инструмент в руках самой мощной иностранной державы, неоднократно угрожавшей нам агрессией.
-- Возможно сближение с кубинской эмиграцией в Майами?
-- Эмиграция в Майами неоднородна. Существует группа экстремистов, подкладывающая бомбы в наши гостиницы. Но есть и меньшая часть, которая выступает за расширение контактов с Кубой. Их число растет. В ближайшие дни в Гаване состоится третья конференция «Страна и эмиграция». Среди 600 гостей 380 из Майами. Приедут кубинцы с разными мнениями, но уважающие независимость и суверенитет Кубы. С ними диалог возможен. (В связи с арестами диссидентов и обострением отношений с США конференция перенесена на неопределенный срок. -- Ред.)
-- Тон статей в адрес России в кубинских газетах в основном критичен, почему так?
-- Отношение кубинцев к России прошло несколько этапов. Крушение СССР явилось огромным ударом по повседневной жизни кубинцев. И даже не столько с точки зрения материальной, хотя мы пережили тяжелейший «специальный период». Это повлекло серьезные идеологические и социальные последствия. Тем не менее Россия для кубинцев всегда будет близкой страной, где у нас много друзей.
-- Вывод российской базы из Лурдеса поколебал отношение Гаваны к Москве?
-- Лурдес стал завершением периода перестройки наших отношений, но не самым важным событием. Самое трудное было в 1991 году, когда были разорваны все связи. Тогда в Москве определенная часть российского общества начала заигрывать с антикубинской мафией из Майами, были допущены резкие высказывания.
-- От вывода базы пострадала обороноспособность Кубы?
-- Нет. Обороноспособность Кубы никогда не зависела от иностранной помощи.
-- Фидель Кастро был потрясен успехами реформ в Китае. Будете теперь перенимать опыт Поднебесной?
-- Китай смог сохранить социализм, национальную независимость. Но Куба должна делать то, что свойственно нам, а не импортировать иностранный опыт. Ошибкой было слепое копирование СССР и стран соцлагеря. Мы остров, развивающаяся страна, мы находимся рядом с США и переживаем блокаду. Что-то мы берем из опыта Китая, а что-то из Испании, Италии...
-- У меня сложилось впечатление, что на Кубе существует разрыв между настроениями верхов и простых людей. С одной стороны, убежденность в правильности своей политики, с другой -- неудовлетворенность и даже отчаяние...
-- Наши опасения связаны не с диссидентством или оппозицией, как вы говорите. Наши основные проблемы лежат не в политической плоскости, а в социальной и моральной. Уделить недостаточное внимание вопросам социальной справедливости, улучшению условий жизни -- вот где наши опасения.
-- Но руководству хватит времени на осуществление планов? Не начнутся протесты?
-- А кто отсчитывает это время? Любое правительство должно опережать ожидания населения. Мы знаем риски, знаем, куда идем. Мы не можем делать в полном объеме то, что хотим. Мы блокированы, мы противостоим внешней агрессии. Мы стремимся развивать туризм -- нас бойкотируют, мы развиваем биотехнологии -- нас обвиняют в возможности производить биологическое оружие. Нас не допускают до мировой финансовой системы. Все для нас труднее, чем для любой другой страны. Наш главный капитал -- наши люди. Наш выход -- постепенно, за счет собственных ресурсов улучшать дела. А некоторое отчаяние -- часть протеста кубинцев. Кубинцы всегда протестуют, когда не согласны. Но надо быть оптимистами. И верить, что есть возможность двигаться вперед, хотя проблем много.
Беседовал Андрей ЗЛОБИН, Гавана--Москва