Время новостей
     N°76, 28 апреля 2003 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  28.04.2003
Заторы на газовых реках
Турция давит на «Газпром», а тот уговаривает британцев
«Газпром» официально так и не открыл свой первый морской газопровод. «Голубой поток» проектной мощностью 16 млрд кубометров в год, построенный за 3,3 млрд долларов, сейчас работает фактически в тестовом режиме (если вообще функционирует), хотя его торжественная презентация была запланирована еще на конец прошлого года. Все это наводило на подозрения, что готовность объекта к промышленной эксплуатации крайне сомнительна.

В конце прошлой недели, когда глава «Газпрома» Алексей Миллер рассказывал в Санкт-Петербурге о перспективах строительства морского газового пути по дну Балтики, подозрения еще больше усилились. Интерфакс со ссылкой на представителя турецкой компании Botas -- покупателя газа, проходящего через «Голубой поток», -- сообщил, что отбор газа был приостановлен в середине марта из-за причин технического характера, над устранением которых работают итальянские специалисты. Собеседник агентства также пообещал, что в начале мая поставки газа возобновятся.

Представители «Газпрома» категорично заявили, что поставки приостановлены из-за внутренних финансово-экономических проблем Турции и высоких цен на газ. «Никаких технических сложностей с поставками газа по «Голубому потоку» нет», -- подчеркнул представитель концерна тому же Интерфаксу. Однако в беседе с корреспондентом газеты «Время новостей» осведомленный источник в «Газпроме» сказал, что информация о работе итальянских специалистов не лишена оснований. «Высокие цены на газ вынудили турецкую сторону воспользоваться пунктом контракта, согласно которому правило take or pay (бери или плати. -- Ред.) не действует в первой половине 2003 года, -- сказал он. -- И почему бы в этой связи не воспользоваться передышкой с целью отладки газопровода?» Он также не исключил, что шум по этому поводу был поднят Турцией для того, чтобы получить возможность давить на Россию и добиться определенных уступок.

Согласно контракту Botas в течение 25 лет должна закупить у «Газпрома» 365 млрд кубометров газа. Ежегодные поставки будут возрастать на 2 млрд кубометров в год до того момента, пока не достигнут проектной мощности газопровода -- 16 млрд кубометров. В текущем году Турция должна получить 2 млрд кубометров газа, за которые придется выложить примерно четверть миллиарда долларов. Однако еще в середине прошлого года турецкая сторона осознала, что погорячилась с такими объемами, особенно если цены на газ будут такими высокими. Кроме того, судя по всему, в Турции надеялись получить право на реэкспорт газа и построить газопровод на Балканы и далее в Юго-Восточную Европу, куда можно было бы с выгодой для себя перепродать избыток российского газа. Правда, с началом строительства газопровода в Грецию с азербайджанского месторождения «Шах-Дениз» даже получение такого права особых перспектив не сулит. Поэтому Турция начала торговаться с «Газпромом» и российскими властями, добиваясь снижения закупаемых объемов газа и цены на него.

Представитель концерна говорит, что пока никаких уступок сделано не было. Тем не менее, как показывают события прошлой недели, от своих планов Анкара отступать не намерена. Не исключено, что ее так вдохновил пример Польши, которая в начале года смогла добиться от России пересмотра долгосрочного контракта на поставку газа в сторону уменьшения объемов.

Скорее всего именно эта тема стала ключевой на встрече министра финансов Турции Кемаля Унакитана и российского вице-премьера Виктора Христенко в минувшую пятницу. Итоги переговоров пока неизвестны. Тем не менее можно предположить, что отношения продавца и покупателя и дальше будут складываться напряженно. Как сказал агентству Reuters аналитик Альфа-банка Сергей Глазер, Турция будет оставаться сложным рынком для «Газпрома», поскольку «Голубой поток» ведет к единственному покупателю.

Руководство «Газпрома», несмотря на проблемы с «Голубым потоком», продолжает строить радужные планы относительно Северо-Европейского газопровода. Простив Ленинградской области 300 млн рублей и подписав в пятницу соглашение о сотрудничестве с губернатором Валерием Сердюковым, Алексей Миллер сообщил: ведутся переговоры с Великобританией о заключении долгосрочных контрактов на поставку газа в эту страну. Представитель «Газпрома» сказал газете «Время новостей», что в мае делегация во главе с г-ном Миллером отправится в Лондон, а ясность в этом вопросе наступит не позднее июня. По его словам, в случае положительного итога переговоров проектная мощность СЕГ увеличится с 19 млрд кубометров в год (они, как предполагается, пойдут в Германию и Нидерланды) примерно до 40 млрд. Он также уточнил, что весь прирост пойдет на британский рынок.

В «Газпроме», вопреки мнению целого ряда специалистов в газовой отрасли, не считают проект СЕГ утопией. «В 2010 году спрос на импортный газ в Великобритании вырастет на 40 млрд кубометров, и мы надеемся занять примерно половину от новой ниши», -- делится планами собеседник газеты. В то же время он не смог назвать минимальную цену, по которой «Газпром» готов продавать газ на Туманный Альбион.

Британский газовый рынок в настоящее время уже практически либерализован, и за всю зиму высокие цены в 150--200 долл. за тысячу кубометров держались всего лишь две недели. Еще две недели они были больше 110 долл., а оставшиеся два зимних месяца оставались на уровне 100 долл., что существенно ниже цен, по которым продает газ «Газпром». Если грубо подсчитать себестоимость ямальского газа (а без него наполнить СЕГ представляется малореальным), в Великобритании она будет сопоставима с этими ценами. А если вспомнить, что нужно окупить 6 млрд долларов инвестиций в строительство газопровода и миллиарды на освоение ресурсов полуострова, то привлекательная для концерна цена будет не ниже 200 долл. за тысячу кубометров. Вероятность согласия Великобритании на такие условия близка нулю.

С такой оценкой согласен один из авторитетных критиков проекта СЕГ, ректор Санкт-Петербургского государственного горного института Владимир Литвиненко. «Этот проект с точки зрения ограниченных инвестиционных возможностей «Газпрома», дефицита дешевого газа и затрат на подводное строительство представляется экономически неоправданным, -- считает он. -- Гораздо правильнее сосредоточиться на развитии системы подземных хранилищ газа с целью выхода на розничные продажи сырья в Европе».

Алексей ГРИВАЧ