|
|
N°76, 28 апреля 2003 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Готовность номер один
Каждый год весной родители будущих первоклашек начинают искать подходящую школу. И вдруг осознают, что «записаться» в первый класс не так просто, сначала нужно доказать способность ребенка учиться. Но что это значит -- годен к школе? Вот спустя лет 12, когда речь пойдет об армии, все будет понятно: годен к строевой, к нестроевой, годен только на случай войны или не годен вовсе -- пожалуйте за медицинской броней. А к школе? Почему шести- или семилетний ребенок должен быть в чем-то специально готов? Ведь просто время пришло -- и он идет учиться. Не умеет читать -- научится, не умеет писать -- научится, то же самое со счетом. Почему нужно все это уметь заранее? Чтобы потом пробалбесничать весь первый класс или еще хуже -- переучиваться?
У моего приятеля младшему сыну шесть лет. У родителей дилемма: отдавать его в школу в сентябре или подождать еще годик? Семья раскололась: мама и две бабушки -- за то, чтобы не спешить, мужчины, естественно, за то, чтобы не ждать. Показали ребенка психологу, задав единственный вопрос: готов к школе или нет? Психолог вынес вердикт -- не готов. И направил к нейропсихологу для более специализированной и детальной консультации: или не готов, потому что еще не готовился, и тогда необходим тренинг, или же таково органическое развитие ребенка, и не надо ничего форсировать -- только ждать. И специально готовиться, чтобы поступить на следующий год. Тогда каких же результатов надо добиться за год? В чем преуспеть?
Критериев «готовности к школе» на самом деле немного. В первую очередь это набор определенных понятий и навыков, которыми развитый, по мнению психологов, ребенок к шести-семи годам должен обладать. А именно: немного читать, писать, считать, кое в чем ориентироваться в географии, какое-то представление иметь о времени -- хотя бы сколько дней в неделе, знать, например, разницу между количественными и качественными параметрами. (Хрестоматийный пример. Перед ребенком пять чашек, отдельно столько же блюдец, расстояние между чашками и блюдцами одинаковое. Ребенка спрашивают: «Сколько?» Он отвечает: «Пять» -- «А чего больше -- чашек или блюдец?» -- «Одинаково». После этого чашки расставляют на большем расстоянии друг от друга и снова спрашивают: «Ну а теперь чего больше?» Если ребенок «купится» и скажет, что теперь больше чашек, значит, он путает «большой» и «много», размер и качество. Вердикт -- не готов!) Далее -- пресловутая моторика. Упрощенно -- это умение держать ручку в руке и двигать ею по бумаге. Ну и в-третьих, социально-психологическая характеристика ребенка: насколько он адаптирован к жизни «в миру».
Тестирование в каждой школе свое, но обязательно где-нибудь напечатанное, тем самым считающееся лицензионным. Конечно, вся эта процедура фильтрации, мягко говоря, некорректна хотя бы потому, что многие дети волнуются, поэтому иногда вообще ничего не помнят и не могут собраться с мыслями -- уже через полчаса, в спокойной обстановке они все сделают правильно. И вообще, одно дело выявить в ходе собеседования и тестирования особенности ребенка, чтобы потом их учитывать в общении с ним. Ведь учитель не знает, что имеет в виду первоклассник, когда заискивающе смотрит в глаза, когда бросается на шею с объятиями, когда демонстративно бегает босиком по школе, когда бьет ровесника ногой в живот, когда посреди урока встает и собирается домой или вдруг начинает истошно кричать, так, что весь класс включается в общий ор. Другое -- использовать тестирование, чтобы отсеять «лишних» детей. Не честнее ли открыто устроить конкурс родительских кошельков или принять, например, за правило -- кто первый, тот и чемпион?
В начальную школу ребенок идет не за образованием, а за навыками, за постепенной мягкой социальной адаптацией, плавным переходом от семьи к коллективу. И для многих родителей, прошедших хорошую (кому повезло) и стрессовую советскую начальную школу, основное пожелание к выбираемой школе -- безопасность. Но под ней понимается не только аварийное состояние труб или электрической проводки, или критический уровень хулиганов, но и безопасность от учителя. Если в средней или старшей школе важно, что ребенку дадут: знания, престиж, преимущества для поступления в вуз, то в начальной школе главное, чтобы не отобрали в первую очередь психическое здоровье. Поэтому для родителей главный критерий начальной школы один (не считая, естественно, территориальной близости) -- чтобы была добрая тетя учительница. Чтобы вход, извините, в социум был максимально безболезненным.
Кажется, по этой логике именно родители должны устраивать конкурс школам -- подходит или нет для их ребенка. Но конкурс устраивают школы, ссылаясь на то, что не могут вместить всех желающих. Так что ничего и не остается, как учить своего ребенка еще до школы. Важно ведь поступить, а там... Но детей все равно будут переучивать, зачастую ухудшая домашние знания. Поэтому главный совет -- не переусердствовать.
Анатолий БЕРШТЕЙН