|
|
N°76, 28 апреля 2003 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Аргентинское танго
Разбитая кризисом страна надеется на Менема
Вчера в Аргентине состоялись президентские выборы. На кресло в Розовом доме реально претендовали пять кандидатов, всего в избирательные списки было внесено 22 фамилии. «Пусть убираются все», -- требовали аргентинцы в декабре 2001 года, когда был вынужден досрочно уйти в отставку президент Фернандо Де ла Руа. Но во вчерашней пятерке претендентов оказались все те же лица.
Вплоть до воскресенья в рейтингах лидировали экс-президент Карлос Менем (правил страной ровно десять лет, с 1989 по 1999 год), экс-министр экономики Рикардо Лопес Мурфи (занимал свой пост в правительстве Де ла Руа ровно десять дней) и многолетний губернатор провинции Санта-Крус Нестор Кирчнер. Единственная женщина в списке Элиса Каррио и пробывший несколько дней президентом в период декабрьской «смуты» Адольфо Родригес Саа начали отставать. Для победы кандидату необходимо набрать или 45% голосов, или всего 40%, опередив при этом ближайшего преследователя на 10 пунктов. Если этого не удастся никому, то 18 мая пройдет второй тур.
«Карлос Менем может выиграть эти выборы. В его силах добиться того, чтобы ситуация в стране не ухудшалась, -- заявил газете «Время новостей» из Буэнос-Айреса известный политолог Уинстон Кастро. -- Уже это было бы успехом. Избиратели в Аргентине верят, что если это получится, то страна преодолеет кризис, так как сказочно богата ресурсами».
Ныне Аргентина переживает тяжелые времена. Безработица достигла 22% по самым оптимистичным подсчетам, на уровне бедности перебиваются более двух третей 35-миллионного населения богатейшей природными ресурсами страны Латинской Америки, выросла детская смертность от голода. На этом фоне спор претендентов касался не столько программ выходы из кризиса, сколько поиска виноватых.
«Во всем виноват Менем», -- говорили одни. «Во всем виноваты те, кто пришли после Менема», -- утверждали другие, указывая, что острейший экономический кризис в Аргентине разразился уже после ухода Карлоса Менема с поста президента в 1999 году. Его десятилетняя эпоха -- «пицца с шампанским» -- ознаменовалась безудержной приватизацией крупнейших государственных предприятий, беззастенчивой коррупцией, вихрем несказанных обогащений. Сам Менем почти полгода провел под домашним арестом из-за обвинений в незаконной, в обход санкций ООН, продаже оружия Хорватии и Эквадору. Его обвиняют и в том, что в обмен на 10-миллионную иранскую взятку он свернул расследование «тегеранского следа» в деле о взрывах посольства Израиля и Еврейского культурного центра в Буэнос-Айресе в годы его президентства. «Была коррупция, но были и деньги», -- говорят теперь аргентинцы.
Накануне решающего дня Менем играл в гольф и излучал уверенность в победе. «Только тогда осознаешь, что ты уже не президент, когда начинает проигрывать в гольф», -- любит он приводить слова своего друга Джорджа Буша-старшего. 72-летний Карлос Менем переживает ренессанс -- его жена, бывшая королева красоты и нынешняя телеведущая чилийского телевидения Сесилия Болокко, которая моложе экс-президента на 35 лет, ждет от него ребенка. «Всех, кто правил после меня, объединяло одно -- неспособность быть лидером», -- говорит Менем. И обещает, что если попадет в Розовый дом на третий срок, то никто из его бывших министров, запятнанных подозрениями в коррупции, в новый кабинет не войдет.
Основной соперник Менема Рикардо Мурфи в быту носит кличку Бульдог. Он прошел тренинг Чикагской экономической школы и видит выход из кризиса в жестких неолиберальных рецептах. Задуматься о президентстве его заставило десятидневное фиаско на посту министра экономики -- тогда он предложил сократить на 4,5 млрд долл. государственные расходы и был уволен. Среди первой тройки претендентов на победу лишь Кирчнер обещает вплотную заняться социальной сферой.
Один из парадоксов бедствующей Аргентины заключается в том, что среди претендентов на победу нет ярких представителей левых сил. «Несмотря на то что подавляющее большинство избирателей страны -- новые бедняки, тем не менее Аргентина не стремится последовать примеру Бразилии и Эквадора, где к власти недавно пришли левые силы, -- оценивает ход выборов Уинстон Кастро. -- А Карлос Менем вселяет в людей надежду: однажды он уже принял страну, лежащую в руинах, и сумел добиться определенной стабильности и благополучия».
Андрей ЗЛОБИН