|
|
N°170, 20 ноября 2000 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Не по-писаному
Основной закон вырастает сам по себе
В среду члены Госсовета отчитаются в проделанной работе. В частности, президент Татарстана Минтимер Шаймиев доложит о том, как нам юридически обустроить Россию. Российской Конституцией недовольны практически все. Одни -- влиятельные руководители регионов, пользующихся своим исключительным положением -- считают ее нормы менее совершенными, чем местные законы, принятые под их собственным руководством. Другие -- федеральные политики -- не видят в имеющемся конституционном поле серьезных ресурсов для объединения правового пространства страны. Однако при этом президент высказывает удовлетворение сделанными шагами по «совершенствованию федеративных отношений и реформированию Совета Федерации». Такое заявление Владимир Путин сделал в конце недели, завершая в Новосибирске очередное турне по земному шару.
В действительности пока что президенту не понадобилось крупных юридических преобразований основного закона для того, чтобы переломить ситуацию и начать диктовать новые правила игры. В особенности он доволен первыми результатами проекта по созданию федеральных округов. Президент «убежден, что это сделано абсолютно правильно». При этом он оговаривается, что руководители федеральных округов должны «не вторгаться в компетенцию местных властей, а координировать деятельность федеральных структур в регионах». Но эта оговорка двусмысленна. Дело в том, что в Кремле как раз не считают вопрос о компетенции местных властей решенным. И еще одной «основной задачей» перед полпредами, по словам одного кремлевского чиновника, как раз и ставится создание «основ для разделения компетенций». Именно эта работа и должна, с точки зрения центра, сделать роль полпредов в регионах большей, чем сейчас. В этой связи возглавляющий группу соответствующего профиля в Госсовете Минтимер Шаймиев как раз по «своему» федеральному округу имеет напарника среди полпредов -- Сергея Кириенко, активность которого в деле «приведения местного и федерального законодательств в соответствие» уже отмечена многими. Вся эта работа не требует того, чтобы вначале была изменена Конституция. Наоборот, последнюю можно менять по итогам этой деятельности.
Образование Госсовета также не обязательно должно немедленно вести к изменению Конституции. Просто в случае, если Госсовет, как надеется Владимир Путин, станет превращаться в «политический центр прогнозирования развития страны», а кроме того, по выражению источника в Кремле, превратится в «дополнительное сито при принятии крупных решений» и начнет играть роль арбитра в межрегиональных отношениях, функции Совета Федерации сами собой рассосутся. После этого Конституцию можно будет менять не из-за того, что нашлись замечательные местные законы, которые надо сделать федеральными, а чтобы узаконить уже сложившееся -- причем по воле Кремля -- положение вещей.
Дмитрий ВОЛКОВ