|
|
N°75, 25 апреля 2003 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Проблема на триста лет вперед
Накануне 17-й годовщины чернобыльской катастрофы руководство станции признало, что укрывающий реактор защитный саркофаг «не отвечает требованиям безопасности по прочности». Строительство нового планируется начать в 2004--2005 годах. Однако у Украины нет ни денег, ни технологий, чтобы реконструировать покрытый трещинами бетонный «колпак» над разрушенным реактором.
Бывший министр охраны окружающей среды и ядерной безопасности Украины Юрий Костенко считает, что попытка накрыть объект новым саркофагом «приведет к большим проблемам». Дело в том, что в разрушенном реакторе в неконтролируемом виде осталось больше 200 тонн ядерного топлива, -- его необходимо изъять или разработать систему, которая бы исключила возможность возникновения цепной реакции. Но на это нужны миллиарды долларов.
Засекреченные материалы КГБ СССР, размещенные на официальном сайте Службы безопасности Украины накануне очередной годовщины трагедии, свидетельствуют, что в 1970--1980 годы ЧАЭС строили с многочисленными недоделками. В нескольких документах речь идет о низком качестве материалов, в том числе импортируемых из Югославии. В 1982-м упоминается о серьезном ЧП на реакторе. Еще через два года КГБ сделало вывод, что 3-й и 4-й блоки имеют серьезные недостатки в конструировании, из-за которых начали разрушаться перекрытия блоков. «В 1984 году на 3-м энергоблоке... были обнаружены трещины», причиной которых стал «значительный перегрев стен помещения... из-за низкой эффективности теплоизоляции», сказано в одном из документов.
«Действительно, в 1982 году ЧАЭС была на грани взрыва -- частично расплавилась защитная зона первого реактора, -- подтвердил нашему корреспонденту Юрий Костенко. -- Если бы тогда разработчики провели необходимые экспертизы, внедрение в производство этого типа реакторов было бы остановлено. Это не было сделано. Поэтому опасный тип реакторов ныне функционирует на пяти атомных станциях стран бывшего СССР, в частности на Курской и Ленинградской АЭС в России».
Украине придется решать чернобыльские проблемы еще около трех веков. Радионуклиды ушли в грунт, поэтому радиационный фон соответствует норме. Однако теперь источником излучения являются вода и пища. Грунтовые воды смывают в Припять опасные вещества из нескольких тысяч захоронений радиоактивных отходов, разбросанных в радиусе около сотни километров вокруг ЧАЭС. Оттуда все это добро попадает в Днепр, воду которого используют для питья крупнейшие города Украины. А радиоактивный лес нередко вывозят для производства мебели и бумаги.
Светлана СТЕПАНЕНКО, Киев