|
|
N°75, 25 апреля 2003 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Тайное оружие Саддама
Последние события в Ираке, как, впрочем, и войну с Ираном и попытку захватить Кувейт, обычно относят на счет хронической некомпетентности Саддама Хусейна во внешней политике. Но на, казалось бы, самоубийственные поступки иракского диктатора можно посмотреть и с другой стороны. Саддам продержался у власти чуть ли не четверть века, что для насыщенной заговорами, покушениями и переворотами истории современного Ирака -- безусловный рекорд. И здесь наряду с огромными нефтяными доходами, хитростью, коварством и жестокостью большую роль, безусловно, сыграло умение ориентироваться в сложнейших ситуациях. Так неужели такой человек совершил столь серьезные ошибки во внешней политике?
Ключ к объяснению, на мой взгляд, кроется в глубоких внутренних противоречиях самого Ирака. Эта страна возникла на развалинах распавшейся после первой мировой войны Османской империи. На востоке новое государство наследовало старый имперский рубеж, на западе -- внутриосманские, сугубо административные, границы. В итоге местный баланс между арабами и курдами, суннитами и шиитами, который, имея противовесы в других частях империи, обеспечивал ее стабильность, изначально стал сильнейшим дестабилизирующим фактором.
Саддам пришел к власти тогда, когда способных объединить всех иракцев жизненно важных задач уже не существовало. Независимость еще недавно подконтрольного Англии Ирака и его право распоряжаться собственной нефтью никто не оспаривал. Скачок в уровне жизни рассматривался как само собой разумеющийся. Большинство населения составляла молодежь, прошлой жизни не знавшая. Модернизация, нанеся сильнейший удар по феодализму, создать единую иракскую нация не смогла. Между тем вулкан противоречий продолжал действовать. Желая их ослабить, Саддам, видимо совершенно сознательно, провоцировал внешнеполитические кризисы. Свой «вклад» внесла и многочисленная, хорошо вооруженная армия, чей привилегированный статус в государстве также требовал оправдания.
Сегодня внутрииракская напряженность никуда не исчезла. И теперь уже бремя ее урегулирования ложится на Вашингтон, который, естественно, не будет использовать саддамовские методы. Но либерализм в условиях Ирака еще не гарантия успеха. Не исключено, что американцы из самых лучших побуждений приведут и к распаду страны, и к взрыву антиамериканских настроений. Так что, если не для Саддама, то для его последователей, возможно, не все еще потеряно.
Алесей УМНОВ, главный эксперт Института изучения Израиля и Ближнего Востока