|
|
N°75, 25 апреля 2003 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Кучме надоела политика России
Киев борется за российско-украинский самолет
Президент Украины Леонид Кучма вчера заявил, что намерен апеллировать лично к президенту России по вопросу о будущем совместно разрабатываемого двумя странами военно-транспортного самолета Ан-70. В этом году, 16 лет спустя после старта проекта, он подвергся жесткой критике со стороны руководства ВВС России, которое считает, что из-за многочисленных технических недостатков Ан-70 не может быть принят на вооружение. На днях высокопоставленный чиновник российского Минобороны определенно, хотя и анонимно, сообщил: министерство склонилось к отказу от продолжения проекта (см. «Время новостей» от 23 апреля).
Комментируя эти сообщения, Леонид Кучма заявил на пресс-конференции в Киеве: «Считаю, тут нет ни одной частички, касающейся техники или экономики, это чистая политика, и мне надоела эта политика со стороны Российской Федерации». Поэтому украинский президент намерен потребовать личного вмешательства Путина, сказав ему: «Или вы примите решение на высшем уровне и прекратите бесплодные разговоры, или давайте работать вместе».
Пресс-служба АНТК им. О.К. Антонова -- разработчика Ан-70 -- распространила вчера заявление, в котором подчеркивается, что официально Россия не извещала киевских конструкторов о выходе из совместного проекта. Как подчеркивается в сообщении, сторона, желающая выйти из программы Ан-70, обязана за полгода официально уведомить об этом партнеров, затем в течение полугода продолжать финансирование ведущихся работ, ликвидировать все свои задолженности и выплатить штрафы. «Ничего подобного с российской стороны предпринято не было. Следовательно, любая информация о выходе России из программы Ан-70 как о свершившемся факте в настоящий момент является заведомой ложью, наносящей ущерб российско-украинскому сотрудничеству в сфере высоких технологий», -- заявил АНТК. Справедливости ради следует отметить, что в сообщениях, вызвавших такой скандал, речь шла не о выходе из проекта, а об отказе российского Минобороны закупать Ан-70.
В российском кабинете министров предпочли вчера не забегать вперед Путина, комментировали ситуацию исключительно на условиях анонимности, в самых обтекаемых выражениях, но дали понять, что скепсис по поводу Ан-70 пустил в кругах, причастных к проблеме, весьма глубокие корни. «Президент Украины имеет полное право лоббировать интересы украинских хозяйствующих субъектов, однако у российского правительства тоже есть право: не лоббировать украинские интересы», -- сказал вчера газете «Время новостей» высокопоставленный источник в Белом доме. Он высказал мнение, что под давлением Украины Россия, возможно, погасит долги, накопившиеся у нашей стороны по финансированию разработки Ан-70. Однако о серийном производстве самолета для нужд российских ВВС всерьез говорить не приходится.
Военные же устами заместителя главкома ВВС России генерала-майора Дмитрия Морозова вчера по-военному четко повторили свою известную позицию. «Программа Ан-70 абсолютно бесперспективна, ведет в тупик, поэтому в Минобороны России считают невозможным использование этой машины в качестве военно-транспортного самолета среднего класса, -- заявил генерал Морозов. -- Думаю, что разговор по данной проблеме еще будет вестись на высоком уровне, но мнение Минобороны как главного заказчика самолета будет, несомненно, учтено».
Случайно так получилось или нет, но эти слова Морозов произнес в Ташкенте, куда прилетел на испытания новой модификации тяжелого транспортного самолета Ил-76МФ. Одна из основных претензий российских военных к Ан-70 -- его слишком крупные габариты, которые ставят машину в промежуточное положение между средним и тяжелым классом. А в тяжелом классе у России уже есть Ил-76МФ. «В конце 2004 года завершится второй этап госиспытаний самолета Ил-76МФ, и сразу же после этого последует решение о его принятии на вооружение», -- заявил вчера генерал Морозов. А в среднем классе симпатии наших военных авиаторов отданы отечественному проекту Ту-330. Если и эта машина благополучно преодолеет все положенные этапы конструирования и испытаний, но для Ан-70 в российских ВВС просто не останется места.
Михаил КУКУШКИН