|
|
N°75, 25 апреля 2003 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
«День открытых дверей» на Кипре
Слезы, улыбки, эмоции через край -- так прошел первый день, когда приподнялся железный занавес, разделявший греческую и турецкую общины Кипра. По инициативе лидера турок-киприотов Рауфа Денкташа в среду впервые были открыты для взаимного посещения пропускные пункты на так называемой «зеленой линии». В 1974 году она зафиксировала раскол острова, став барьером развода войск с помощью сил ООН.
Я побывал в разделенной столице Никосии, где всегда находилась основная контрольная точка границы. Доводилось пользоваться ею и прежде. Дорога, пропетляв среди старинных кварталов города, упиралась в шлагбаум. Колючая проволока и небольшой, типа временной бытовки, домик иммиграционной службы на греческой стороне. На турецкой чуть посолиднее -- двухэтажное здание да такой же шлагбаум. И полное затишье. Лишь изредка проедет машина с эмблемой ООН.
Каждый иностранец имеет право проехать на один день в турецкую зону Кипра. Грекам-киприотам путь туда заказан. Туркам-киприотам очутиться на юге было не легче. Помню, как приятель просил меня при очередной поездке на север сфотографировать его дом, который вроде бы уцелел. «Счастливый ты, -- говорил он, -- вот бы мне хотя бы одним глазом взглянуть на родные места».
Без малого три десятка лет назад, когда в ответ на мятеж военных, требовавших присоединения к Греции, на Кипре высадились турецкие войска, десятки тысяч людей, кинув все, бежали, опасаясь за свою жизнь. Турки-киприоты бросились на север, греки -- на юг. Между ними возникла глухая стена, которая практически полностью отсекла для простых людей их прошлую жизнь.
И вот в этой стене прорублены окна. На никосийском погранпункте происходит форменное столпотворение. Длиннющие очереди выстроились с двух сторон. Перейти границу можно всего на один день, и многие стояли чуть ли не с ночи, чтобы оказаться в первых рядах.
Греческие иммиграционные службы, понимая, что в своей тесной будочке не справятся с нахлынувшим потоком, вынесли дополнительные столики на улицу и работают прямо под открытым небом. Благо день теплый и солнечный. Люди терпеливо ждут.
Те, кто прошел контроль, идут бродить по городским улицам. Многие ловят такси и спешат куда-то. Стрекочут камеры тележурналистов, берущих интервью. Пожилые свободно говорят по-гречески. Молодежь объясняется по-английски.
Заговариваю с модно одетым парнем, назвавшимся Юсуфом. На предложение поделиться впечатлениями он отвечает: «Мы хотим убедиться, что можем жить вместе как когда-то, у меня лично нет никакой ненависти к грекам, ну и, естественно, любопытно, как тут все».
Пожилая женщина в черном платке представилась как Динара. По ее словам, жила в деревушке подле Ларнаки, но сейчас туда не поедет -- боится не успеть обратно. «Похожу немного, посмотрю, в церковь зайду, не думала, что доживу до этого», -- вздыхает она.
По предварительным данным, одна тысяча греков и две тысячи турок пересекли границу в первый «день открытых дверей». Никаких неприятных инцидентов не произошло. Лично могу засвидетельствовать, что к гостям с севера в кипрской столице относились вполне дружелюбно. Незнакомые люди подходили, заговаривали, что-то объясняли.
Правда, представитель греческого правительства Кипра поспешил заявить, что все происходящее не означает прорыва в деле воссоединения острова. По его словам, Рауф Денкташ просто решил улучшить свой политический имидж после того, как в резолюции Совбеза ООН на него была возложена ответственность за срыв последних переговоров по примирению. Тем не менее спикер позитивно оценил происшедшее, хотя и предупредил, что не стоит проводить аналогии с падением Берлинской стены.
Игорь ТАРУТИН, Никосия