|
|
N°75, 25 апреля 2003 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Аргументы уже «подшиты»
Счетная палата подготовила почву для назначения вице-премьера по ВПК
Неожиданное на первый взгляд назначение Бориса Алешина вице-премьером, который помимо прочего будет курировать ВПК, готовилось задолго до вчерашнего дня. Об этом свидетельствует участие в процессе Счетной палаты, за день до назначения допустившей «слив» в прессу выдержек из аналитического доклада по результатам проверки организации российского военно-технического сотрудничества с иностранными государствами. Выдержки, как и следует ожидать, негативные.
В частности, из открытой (есть и закрытая) части доклада следует, что оборонные предприятия неудовлетворительно исполняли бюджетное задание государства и вместо 10--50% от чистой прибыли перечисляли в бюджет лишь от 1--4%. СП прямо обвиняет участников ВТС в том, что они «не способствовали подъему и развитию оборонно-промышленного комплекса в целом». Кроме того, полученные доходы от торговли оружием «распределились между оборонными предприятиями крайне неравномерно». Только 20 из 1600 оборонных предприятий ВТС принимали участие в распределении прибылей. И это при том, что в исполнении контрактов на поставку вооружений участвуют около 1000 предприятий.
Фактически все обвинения СП в сторону ВТС направлены главному участнику военно-технического сотрудничества -- ФГУП «Рособоронэкспорт» и главе Минпромнауки Илье Клебанову. Однако не все аудиторы СП согласны с выводами коллегии Счетной палаты. На взгляд аудитора СП Александра Пискунова, ВТС страдает в первую очередь от отсутствия полноценной нормативной базы в этой сфере. Особенно это касается военных контрактов, которые выполняются на российских предприятиях за деньги иностранных заказчиков. В законе нет ясного ответа на вопрос, сколько в таком случае полагается государству, предоставившему свои промышленные мощности. Если оружие изготовлено на госпредприятии на деньги из государственного же кармана, но по формуле, которая сама по себе является интеллектуальной собственностью отдельного ученого или КБ, государство может претендовать на свою долю, но в законе не сказано, на какую именно. В то же время, считает г-н Пискунов, в сфере ВТС действительно есть проблемы, связанные с тем, что сегодня «оборонный комплекс России деформируется и развивается под задачи не наших вооруженных сил, а народной армии Китая, Индии». И в других странах оказывается разработанное в России оружие, «которое президент России не планировал поставлять в эту страну», тем более что его нет на вооружении российской армии.
Появление в правительстве вице-премьера, который будет курировать ВТС, по мнению г-на Пискунова, должно упорядочить состояние дел в этой сфере. «Я искренне сочувствую этому человеку, потому что он будет на пересечении очень острых и военно-политических вопросов, и дипломатических проблем, а также корпоративных и личных интересов людей, которые привыкли зарабатывать немалые деньги на результатах военных разработок времен СССР и последних лет», -- сказал он. Однако такая должность, на взгляд г-на Пискунова, необходима в преддверии административной реформы, которая «должна как-то упорядочить отношения между структурами, имеющими отношение к ВТС, которые непосредственно подчинены президенту, и структурами, подчиняющимися правительству».
Марина САЙДУКОВА