|
|
N°74, 24 апреля 2003 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Игнатьев обнадежил
Отчисления в ФОР снизят, но «не в ближайшее время»
Очередное появление председателя Банка России перед банкирами добавило им оптимизма. Вчера на съезде Ассоциации российских банков (АРБ) Сергей Игнатьев подтвердил намерение ЦБ удержать инфляцию в пределах 12%, объявил о начале борьбы с использованием банков в нелегальном бизнесе и даже пообещал подумать о снижении норматива отчислений в фонд обязательного резервирования.
Руководство главного банка страны обычно общается с бизнесом через первых зампредов -- Андрея Козлова (вчера президент АРБ Гарегин Тосунян объявил ему особую благодарность), Олега Вьюгина, реже -- через Татьяну Парамонову. Поэтому Сергея Игнатьева банкиры ждали с особым нетерпением. В то же время и его, видимо, интересовало мнение банкиров: прежде чем взять слово самому, он выслушал шесть докладов.
Г-н Игнатьев счел нужным подтвердить, что ЦБ продолжает добиваться снижения темпов инфляции с одновременным ослаблением курса рубля к доллару. «В принципе цели противоречивые, -- отметил он, -- но необходимо найти оптимальный баланс в их достижении». В «Основных направлениях денежно-кредитной политики ЦБ» на этот год ставится задача по снижению инфляции до 10--12% и сдерживанию реального укрепления рубля в пределах 4--6%. Большинство инвестиционных банков считают эти показатели заведомо невыполнимыми с учетом роста тарифов естественных монополий в начале года и среднегодовых цен на нефть Urals в пределах 25--30 долл./баррель. «Высокие цены на нефть -- это для страны бесспорное благо, тем не менее это благо создает некоторые проблемы для Центрального банка», -- признал г-н Игнатьев, имея в виду необходимость скупки нефтедолларов за счет эмиссии рублей.
В результате, отметил чиновник, золотовалютные резервы в первом квартале увеличились на 10 млрд долл., хотя «денежная программа на текущий год предусматривала их годовой прирост на 7 млрд долл.». Неизбежно росла и денежная масса. И тем не менее г-н Игнатьев снова заявил: «Нам удастся обеспечить достижение целей «Основных направлений денежно-кредитной политики». Тем более что цены на нефть немного снижаются» (вчера цена барреля Urals составила 23,07 долл., снизившись за сутки на 31 цент).
Сергею Игнатьеву пришлось говорить и о политике ЦБ в отношении частного бизнеса, тем более что перед его выступлением Гарегин Тосунян потребовал, чтобы «задачей Центрального банка стало развитие коммерческих банков». Эта часть речи принесла неожиданность: глава Банка России заговорил о необходимости «предотвратить использование кредитных организаций в недобросовестной коммерческой деятельности», то есть в многочисленных серых схемах.
Больше всего Центробанк волнует участие банков в хищении бюджетных средств через возврат НДС на фиктивный экспорт товаров, а также весьма распространенные схемы по уводу денег за рубеж под видом оплаты услуг. Масштабы этого бизнеса даже в оценках ЦБ впечатляют. «В 2002 году, -- сказал г-н Игнатьев, -- платежи за импорт только маркетинговых услуг превысили эквивалент в 5 млрд долл. По экспертным оценкам, весь рынок маркетинговых услуг в России оценивается в несколько раз ниже». По мнению г-на Игнатьева, правительство и сам ЦБ уделяли мало внимания серому бизнесу, в результате чего «банки, которые занимаются подобным бизнесом, получают конкурентные преимущества перед другими банками, и побеждает не самый эффективный, а самый шустрый». И хотя на Неглинной насчитали лишь около 20 банков, использующих серые схемы, глава ЦБ вместе с Минфином и другими ведомствами готовит предложения, «чтобы сделать эти операции невыгодными». Андрей Козлов пояснил вчера: «Мы можем воздействовать на эти банки по линии отбора в систему страхования вкладов и их сотрудничества с КФМ, другие предложения внесут налоговые органы».
ЦБ беспокоит и ряд банков с нетипично низкой рентабельностью. Сергей Игнатьев сообщил: «ЦБ проанализировал рентабельность ста крупнейших по размеру активов банков за последние три года -- средняя рентабельность изменялась незначительно, до 31% в 2002 году. Но у восьми из этих ста банков рентабельность ни разу не превышала 3%, у одного из этих банков каждый год есть прибыль, но рентабельность никогда не превысила 0,5%». Скорее всего, считает чиновник, это либо «искусственно раздутый капитал», либо «занижение прибыли с целью уклонения от налогов». «А если банк уводит свои прибыли, то в случае финансового кризиса он может увести и часть своих активов», -- говорит он.
В целом же г-н Игнатьев оценил рентабельность банков в России весьма оптимистично, предположив даже, что у предпринимателей появляется интерес к вложениям в банковский бизнес. Банкиры, впрочем, с ним не согласились. «Банк пытается привлечь акционеров, -- заявил на съезде председатель совета директоров небольшого Агрохимбанка Владимир Гамза. -- И меня коммерсанты часто спрашивают о рентабельности капитала. Я им говорю: «Целых 8%». В ответ -- гомерический смех».
В этой связи г-н Гамза еще раз напомнил о проблеме фонда обязательных резервов, отчисления в который банкиры считают завышенными. И Сергей Игнатьев, по выражению председателя совета директоров Росбанка Евгения Иванова, «дал обнадеживающий ответ». «Что касается предложений банковского сообщества снизить нормы обязательных резервов, могу сказать, что мы собираемся это делать, но не в ближайшее время. В данной макроэкономической ситуации это неизбежно приведет к ускорению роста денежной массы и инфляции, -- сказал глава ЦБ. -- Центральные банки в подобной ситуации не понижают, а, наоборот, повышают обязательные резервы».
Юрий ВЕРЕТЕННИКОВ