Время новостей
     N°74, 24 апреля 2003 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  24.04.2003
Маршрутки-убийцы
Озаботившись высокой аварийностью маршрутных такси, занимающих значительную долю пассажирских перевозок, издание «За рулем» провело крэш-тест новой модификации (ГАЗ-322132) -- 13 пассажиров плюс водитель. Его результаты оказались достаточно плачевными.

Тест, обычно используемый для легковых автомобилей, представлял собой имитацию лобового столкновения с препятствием на скорости 56 км/ч. Не пристегнутых ремнями безопасности (они предусмотрены только для водителя) манекенов, выполняющих роль пассажиров, бросило после удара вперед. Все «пассажиры» получили серьезные травмы от столкновения с искореженными деталями. Двое, сидевшие у входа, по мнению специалистов редакции, «погибли», остальные, в том числе и водитель, «остались инвалидами». Больше всех повезло манекену, сидевшему в конце салона. Его спасла спинка переднего сиденья.

Несмотря на согласие со стороны завода на тест, там заявили, что это «заранее спланированная акция, цель которой -- нанести ущерб имиджу ОАО «ГАЗ». Источник на заводе рассказал газете «Время новостей», что, попросив разрешение провести испытания, редакция заверила, что «тест ни в коем случае не ставит целью оспорить тот факт, что автомобиль ГАЗ-322132 соответствует действующим нормам» и имеет целью привлечь внимание органов, отвечающих за безопасность. «Видимо, есть заинтересованность в том, чтобы на наш рынок пробились импортные автомобили либо не приспособленные под пассажирские перевозки модели».

В то же время на заводе считают, что «Газель» достойно выдержала издевательский тест и подтвердила репутацию безопасного автомобиля». Что касается «трупов», на ГАЗе сказали, что определить состояние «пассажиров» невозможно, поскольку на них не было датчиков.

Как заявил газете «Время новостей» начальник управления по безопасности движения и технической политике на автомобильном и городском пассажирском транспорте при Минтрансе Петр Лаврентев: «Главным виновником, влияющим на высокую аварийность маршруток, является все же человеческий фактор, а не технические характеристики транспортного средства. На рынке такси наблюдается высокая конкуренция, и в погоне за длинным рублем водители берут гораздо больше пассажиров, чем это предусмотрено нормами. К тому же водители часто нарушают правила дорожного движения». Контролировать соблюдение норм безопасности обязаны сотрудники ГИБДД, сказал г-н Лаврентьев, признав при этом, что это делается плохо.

В ГИБДД считают, что высокая аварийность среди маршрутных такси заключается в несоответствии «Газелей» требованиям эксплуатации. Стремясь сэкономить, частники предпочитают не специально разработанные для пассажирских перевозок ГАЗ-322132 стоимостью 160 тыс. руб., а переделанные грузовые фургоны ГАЗ-32213 стоимостью 115 тыс. рублей.

В управлении Российской транспортной инспекции по Москве, занимающейся выдачей лицензий частным фирмам, заявили, что за технический контроль машин, а значит, и за их допуск к маршрутным перевозкам отвечает ГИБДД.

Официальной статистики по ДТП с участием «Газелей» не существует, известно только, что на 90% парк маршрутных такси Москвы и других крупных городов укомплектован ими. Евгений Ляш, руководитель группы по работе с юридическими лицами «Ренессанс-Капитала», рассказал газете «Время новостей», что «тарифы на страхование маршруток несколько выше, поскольку у этих машин вероятность наступления страховых случаев также выше». При этом г-н Ляш подчеркнул, что марка автомобиля на тариф не влияет.

Яна ВИКТОРОВА