|
|
N°74, 24 апреля 2003 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Ширак ответит за Ирак
США грозят серьезными последствиями Франции, но не России
Госсекретарь США Колин Пауэлл заявил вчера, что Францию ждут серьезные последствия за позицию, занятую накануне войны. «Мы должны рассмотреть все аспекты наших отношений с Францией», -- заявил он.
На этот выпад отреагировал глава французского МИДа. «На протяжении всего иракского кризиса Франция совместно с подавляющим большинством международного сообщества действовала согласно своим убеждениям и принципам, направленным на защиту международной законности, -- подчеркнул Доминик де Вильпен. -- Франция будет продолжать отстаивать свои позиции и впредь».
Многие эксперты предсказывали, что после победы Буша пацифисты из «старой Европы» смиренно приползут в Вашингтон, где им будет даровано отпущение политических грехов. «Складывается впечатление, что ужесточение американо-французского диалога, состоявшееся по инициативе американцев, грянуло не вовремя, -- заявил нашей газете известный французский политолог Ален Ле Гиньо. -- После явного желания Елисейского дворца найти запоздалый компромисс с Белым Домом, не теряя при этом лица, озлобленность Колина Пауэлла проявилась подчеркнуто некрасиво. Согласно кодексу хорошего тона, законодателями которого исторически были французы, с союзниками по НАТО так не разговаривают».
Американский окрик в адрес Франции прозвучал после того, как Париж сделал примирительный шаг в сторону США, смягчив позицию в отношении снятия санкций с Ирака. На заседании Совбеза в Нью-Йорке французский представитель Жан-Марк де ла Сабльер предложил немедленно приостановить действие не связанных с поставками вооружений санкций против Ирака и окончательно снять их, «когда к власти в Ираке придет законное правительство». Одновременно Париж предложил сохранить на какое-то время под контролем ООН программу «Нефть в обмен на продовольствие». В рамках этой программы в 2002 году французские компании предположительно продали Ираку товаров на 3,7 млрд долларов.
Иракские прибыли российских компаний были еще выше, но после заседания СБ ООН позиция России по санкциям не изменилась. «Мы все хотим удостовериться в том, что в Ираке нет оружия массового уничтожения, и единственный способ проверить это -- вернуть инспекторов в Ирак», -- заявил постоянный представитель России при ООН Сергей Лавров. Высокопоставленный дипломат в Москве подчеркнул, что в резолюции о судьбе санкций «не должно быть положений, которые легитимизировали бы оккупационный режим в Ираке». Еще задолго до начала войны Россия выступала за снятие санкций с Багдада, из-за чего нынешняя позиция Москвы выглядит уж слишком буквоедской.
Логика США выглядит более убедительной. Очень доходчиво ее пояснил представитель госдепартамента США Ричард Баучер. Поскольку с падением режима Саддама Хусейна ситуация в Ираке изменилась и сейчас в этой стране «нет никого, кто бы намеревался разработать оружие массового уничтожения или применить его», Совбез ООН «должен отреагировать на эту ситуацию, а не делать вид, что старые правила, которые кое-кто пытался изменить в прошлом, сейчас применимы». Санкции должны быть сняты, а не просто приостановлены, настаивает Вашингтон.
Тем не менее Вашингтон, болезненно реагируя на поведение ищущего примирения Парижа, просто игнорирует негибкие заявления Москвы. Как сказал вчера все тот же Колин Пауэлл, «мы не смогли объединить достаточное количество голосов в Совбезе ООН из-за очевидного вето Франции и вероятного вето России». Тем самым госсекретарь показал, что накануне войны Вашингтон не считал реальной угрозу Москвы использовать в Совбезе свое право вето. А ведь Кремль делал по этому поводу самые решительные и строгие заявления.
Возможно, Пауэлл намекал на какие-то закулисные договоренности политиков двух стран. Но возможно и другое: Белый Дом наконец-то понял загадочную душу России и заодно научился правильно истолковывать миролюбивый подтекст внешне воинственных заявлений российских политиков.
Андрей ЗЛОБИН, Петр РОЗВАРИН, Париж