|
|
N°74, 24 апреля 2003 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Налоговый консенсус
МНС подложило ложку дегтя в правительственную бочку меда
Вчерашнее заседание правительства прошло в лучших традициях аппаратно-управленческого мира и дружба. Удалось договориться о продолжении налоговой реформы. Решено, в частности, снизить НДС с 20 до 18% уже с 1 января 2004 года и до 15% с 2006 года. Правда, первый заместитель министра финансов Сергей Шаталов несколько омрачил правительственный день согласия и примирения замечанием о том, что, возможно, кабинету придется отказаться от намерения упростить возврат НДС при капитальном строительстве. Источники в аппарате правительства утверждают, что идея отказаться от этой новации появилась у Минфина после того, как МНС представило некие новые расчеты по выпадающим в этом случае значительным суммам. Это маленькая несогласованность омрачила консенсус по налоговой реформе, успешно достигнутый премьером Михаилом Касьяновым и вице-премьером, министром финансов Алексеем Кудриным.
Иными словами, уже сегодня на очередном заседание кабинета министров Минфин вполне может представить поправки к статье 21 Налогового кодекса, где будет значиться: снижение НДС на 2 %, плюс «нулевая» ставка НДС «при произведении услуг по транспортировке товаров, помещенных под таможенные режимы при экспорте». Вместе с тем поблажек по НДС при капстроительстве не будет.
Практически единственным оппонентом правительственным предложениям выступил глава бюджетного комитета Думы Александр Жуков. Он заявил, что правильнее было бы с 1 января 2004 года снизить ЕСН, а не НДС. Именно в этом он видит ресурс для расширения налоговой базы. Коллега г-на Жукова по думскому комитету Оксана Дмитриева заметила членам кабинета, что в их предложениях нет одного значимого пункта -- поддержки инновационной деятельности. На это премьер тут же попросил занести пожелание Оксаны Дмитриевой в протокольное решение.
Итог налоговой дискуссии, по сути, подвел Алексей Кудрин, потребовавший уменьшать расходы. Иначе, по его словам, трудно будет добиться сбалансированности бюджета, ведь «снижение налоговой нагрузки приведет к серьезным потерям для бюджетной системы». При этом, подчеркнул он, коррекции повергнутся, в частности, инвестиционные программы и планы закупок.
Вчера же на заседании кабинета обсуждали вопрос о разграничении доходных и расходных полномочий между бюджетами разных уровней. С докладом выступила первый заместитель министра финансов Татьяна Голикова. Выслушав коллегу, премьер-министр отметил, что к этой теме подбирались не один раз, вопрос сложный, и ответственность за реформы в этой сфере должны нести на равных и центр, и регионы. Некоторые губернаторы поспешили с такой позицией не согласиться. В частности, глава администрации Алтайского края заметил г-же Голиковой, что центр хочет что-то, буквально, «всунуть регионам». Первый замминистра ответила, что ничего «всовывать не собирается». То, что это действительно так, следует из последовавшей реплики г-на Кудрина. Он отметил, что правительство не предлагает собственных законопроектов по разграничению полномочий, а только может представить свои пожелания к уже находящимся в Госдуме президентским законопроектам.
По итогам дискуссии Михаил Касьянов поручил Минфину и Минэкономразвития представить до 15 мая законопроекты об изменениях и дополнениях Налогового кодекса и Бюджетного кодекса, связанных с разграничением полномочий. В этот же срок в правительство должен поступить проект предложений по основным принципам политики в сфере разграничения доходных и расходных полномочий между уровнями бюджетной системы. Этот доклад г-н Касьянов должен будет направить в Госдуму. Кроме того, Минфин и Минэкономразвития должны представить к декабрю обоснование об отмене с 2005 года всех нефинансируемых мандатов -- то есть обязательств, на выполнение которых в бюджете нет средств.
Вера Кузнецова