|
|
N°73, 23 апреля 2003 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Тотальная модернизация
Россия готова обновить польскую военную авиацию
Вчерашняя встреча министров обороны России и Польши Сергея Иванова и Ежи Шмайдзиньского продемонстрировала возможность установления продуктивных военных контактов между Москвой и неофитами НАТО из числа бывших членов социалистического лагеря. Начало этому позитивному повороту было положено во время прошлогоднего визита в Польшу российского министра.
Вчера Москва и Варшава договорились интенсифицировать работу над заключением соглашения о предотвращении опасной военной деятельности. Сергей Иванов сказал, что этот документ поможет сделать военную деятельность в регионе «максимально прозрачной, избежать инцидентов и двойных толкований». Российский военно-политический истеблишмент обеспокоен информацией о планах передислокации в Польшу американских частей из Германии. Накануне визита российские информированные источники приводили даже список потенциальных польских баз американских ВВС (Бяла-Подляска, Минск-Мазовецкий и Повидз) и сухопутных сил (Свентошув, Жары, Жагань, Легница).
О возрождении в этих условиях российско-польского союзнического «братства по оружию» речь, понятное дело, не идет. А вот в области военно-технического сотрудничества (ВТС) прогресс налицо -- соответствующее соглашение было подписано вчера главами двух военных ведомств. Российский министр указал на «новый качественный уровень» в области ВТС. По словам Сергея Иванова, «было урегулировано большинство вопросов, связанных с поставками вооружений, военной техники, запчастей, сервисным обслуживанием техники», обсуждались планы взаимных поставок бронетанковой, гусеничной техники и боеприпасов.
Наиболее интересные перспективы открываются в области обслуживания и модернизации авиационной техники российского производства. Большая часть из 22 находящихся на вооружении польских ВВС современных истребителей МиГ-29 простаивает в ангарах в ожидании запчастей. В годы замороженных отношений с российским ВПК Варшава доставала запчасти окольными путями через посредников в Белоруссии и на Украине. Первые же подписанные договоры между корпорацией «МиГ» и военным авиазаводом в Быдгощи позволили сэкономить польской армии значительную сумму. Вчера г-н Шмайдзиньский планировал подписать соглашение о ремонте польских МиГ-29, число которых должно увеличиться за счет планируемой передачи Польше эскадрильи немецких МиГ-29 из состава люфтваффе.
Пришел черед и для истребителей-бомбардировщиков Су-22 -- в польских ВВС 96 машин этого типа. Их ремонт и модернизацию вместе с заводами в Быдгощи и Варшаве будет осуществлять консорциум «Сухой». Вчера Сергей Иванов заявил, что Москва готова модернизировать еще и польские боевые вертолеты Ми-24, но лишь при условии учета российских коммерческих и интеллектуальных интересов. «Купить двигатель и самим модернизировать вертолет -- мы на это не пойдем. Это уже будет не вертолет Ми-24, а нечто непонятное, на что не существует юридического права», -- заявил российский министр.
Что бы ни говорили о многомиллиардном контракте на поставку 48 американских самолетов многоцелевого назначения F-16 для польских ВВС, который после восьмилетнего тендера был наконец-то заключен в конце прошлой недели, в ближайшее время польское небо будут охранять именно российские машины. Первые 16 единиц F-16 прилетят в Польшу в 2006 году, а первая польская эскадрилья американских истребителей станет боеготовой еще двумя годами позже.
Денис ЗАЙЦЕВ, Варшава, Александр ТИМОФЕЕВ